Горная Шория-2009

Карта маршрута

Маршрут велопохода: Темиртау – Каз – Центральный – Чугунаш – Таштагол – Кичи – Усть-Кабырза – Кантус (нежил.) – Сарасет (нежил.) – Сензас – пер.962 м к востоку от горы Патын – Нов.Базас (нежил.) – Ильинка – Ортон – пер.Изыгаш (989 м) – Кизес (нежил.) – пер.743 м – Майзас – Междуреченск.

Сроки активной части: 12-15 июня 2009 г. (4 ходовых дня).

Пройденное расстояние: 320 км, из них:

Суммарный набор высоты: 4 040 м.

Категория сложности: 3.

Высотный профиль

Примечания

День Дата Участок маршрута Км Характеристика участка Набор высоты Сброс высоты Высота ночевки
1 12 июня Темиртау - Каз - Центральный - Чугунаш - Таштагол - Джелсай 98,8 асфальт, щебенка 1405 1310 531
2 13 июня Джелсай - Кичи - Усть-Кезес - Усть-Кабырза - Кантус - Сарасет - Сензас 77,4 щебенка, каменистая грунтовая дорога, броды 959 942 548
3 14 июня Сензас - пер.Патын - Нов.Базас - Ильинка - Ортон - р.Колос 58,9 каменистая грунтовая дорога, лесные завалы, броды 672 719 501
4 15 июня р.Колос - пер.Изыгаш - Кизес - пер.743 м - Майзас - Междуреченск 85,3 щебенка, асфальт 1005 1266 240
    ВСЕГО 320,4 км   4041 м    

Скачать GPS-трек и путевые точки маршрута

Этот походик был организован для отбора и тренировки участников перед велопоходом 5 категории сложности по Тянь-Шаню, который должен был состояться в июле-августе. А поскольку желающих набралось целых 10 человек, что слишком много для серьезного похода, расчет был на то, что после отбора в живых останется только половина :)
Однако, несмотря на все мои старания сделать поход сложнее (даже погода была заказана соответствующая!), до финиша успешно дошли восемь человек из десяти.

Горная Шория - хороший район для подобных походов небольшой продолжительности (1 неделя или меньше). Рельеф позволяет отработать навыки езды в горной местности, а таежные дороги с локальными препятствиями (лесные завалы, броды) способствуют освоению передвижения с элементами пешего туризма. Автомобильное движение на дорогах слабое либо отсутствует вообще.

Темиртау - Каз - Центральный - Чугунаш - Таштагол - разминочный асфальтовый участок, однако совсем не простой ввиду сильной пересеченности местности. На этом участке 3 перевала с общим набором высоты около 1000 м. Автомобильный трафик слабый.

На участке Таштагол - Кичи - Усть-Кезес - Усть-Кабырза дорога становится щебенкой (однако, очень приятной для езды), пересеченность сохраняется на прежнем уровне, а автомобильное движение становится крайне слабым. Продуктовые магазины на этом участке есть только в Усть-Кабырзе. Переправа через реку Мрассу по подвесному пешеходному мосту.

Усть-Кабырза - Кантус (нежил.) - Сарасет (нежил.) - Сензас - более сложный участок, дорога становится хуже и в основном представляет собой каменистую грунтовку. Мосты через некоторые реки отсутствуют: Кабырза (2 брода), Таяс (2 брода). Автомобильного движения нет. Участок автономный, в поселке Сензас магазинов не замечено.

Сензас - пер.ПатынНов.Базас (нежил.) - ИльинкаОртон - продолжение автономки, до Ильинки дорога заброшена и не используется. Подъем на пер.Патын и спуск с него проходят по заросшей и заваленной лесной дороге, ехать в седле проблематично. После выхода в долину р.Базас завалы заканчиваются и дорога становится лучше. На этом участке несколько бродов: р.Сынзас (1 брод и 1 переправа по останкам моста), р.Базас (2 брода) и их более мелкие притоки. В Ортоне находится колония-поселение заключенных, поэтому желания заезжать в поселок в поисках магазинов не возникает.

После Ортона дорога становится лучше, оставшиеся два перевала проходятся в седле. Через реку Томь в с.Майзас на лето ставится понтонный мост, а пока его нет, переправиться можно на катере. От Майзаса до Междуреченска асфальтовое шоссе, перед городом движение становится интенсивным.

На протяжении всего маршрута с дровами и питьевой водой проблем нет.

Игорь Томас (Russian Killer), 1980 г.р., г.Новосибирск

Велосипед: самосбор на титановой раме от МТИ

Руководитель, по совместительству киллер Игорь
Елена Скуридина (Selena), 1980 г.р., г.Новосибирск

Велосипед: Merida Matts 90V

Злобный завхоз-отравитель Лена
Михаил Алдошин (ONYX), 1965 г.р., г.Новосибирск

Велосипед: Focus Fat Boy (2009 г.)

Зам. руководителя по воспитательной работе Миша
Роман Арендаренко (Ромыч), 1978 г.р., г.Новосибирск

Велосипед: Stels Navigator 850

Первопроходец бродов, а также главный лось Рома
Павел Першин (Pasha), 1982 г.р., г.Новосибирск

Велосипед: Stels Navigator 910 disc

Фотомодель Паша
Александр Григорьев (futurist), 1983 г.р., г.Новосибирск

Велосипед: Author Kinetic (2007 г.)

Специалист по водным процедурам Саша
Алексей Диркс (ADirks), 1972 г.р., г.Новосибирск

Велосипед: Giant Iguana

Реаниматор педальных коней Леха
Антон Дубро (Lotar), 1981 г.р., г.Томск

Велосипед: GT Avalanche 1.0

Томский лось Антон
Иван Рыбников (ivan_mmf), 1986 г.р., г.Новосибирск

Велосипед: GT Agressor

Сошел с маршрута в с.Усть-Кезес

Убивец велосипедов Ваня
Борис Юдин (tarpan_sib), 1960 г.р., г.Новосибирск

Велосипед: Schwinn Rocket

Сошел с маршрута в Чугунаше

Укротитель двухподвесов Борис

Вечером 11 июня мы всей толпой загрузились в поезд №605 Новосибирск - Новокузнецк. На вокзале нас провожала широко известная в узких кругах Петровна из турклуба "Кедр". Пока мы упаковывали байки, она успела раздать всем (а особенно мне) ценные указания в своем неповторимом стиле и зафотать нас в самых разнообразных позах :)
После выпитой бутылочки пивка ночь прошла быстро, и в 5 часов утра мы выгрузились на вокзале Новокузнецка, где нас уже поджидал десятый участник Антон, приехавший из Томска. Город нас встретил дождиком, который правда быстро закончился.

Наша электричка до Темиртау (точнее, до станции Ахпун) будет только через два часа, поэтому занимаемся сборкой байков, закупкой продуктов на все 4 дня похода и распределением их по всем участникам.
Погрузившись в электричку, конечно же сразу стали есть, а оставшееся время пытались поспать, у кого-то это даже получилось. Ближе к Мундыбашу виды за окном стали интереснее - начались горы. Доехали до Темиртау примерно за 2,5 часа.

0,0 км (436 м) - Темиртау (станция Ахпун). СТАРТ. Дорога хорошая асфальтовая, радует обилием спусков-подъемов, небольшим количеством машин и красивыми видами гор, поросших тайгой.
11,0 км - Каз. За поселком начинается крутой подъем, на котором происходит первая поломка - при попытке переключения на 1-ую звезду Ваня загоняет переключатель в спицы. Что интересно, петух остался абсолютно целым и даже не погнутым, а вот переклюку пришел конец. Все же Tourney - это редкостная гадость... Делать нечего, с помощью выжимки превращаем байк в синглспид, и теперь Ваня едет на передаче 2-4. Впрочем, для такого лося как он, это совсем не помеха, наоборот в горки теперь заезжает быстрее всех :)
Дорога забирается на перевал высотой 603 м, на последней части подъема асфальта нет, щебенка. Отличный скоростной асфальтовый спуск приводит в пос.Центральный.

27,2 км (400 м) - Центральный. В поселке есть кафе, но не работает - ремонт. Устраиваем перекус за столиком неподалеку.
За Центральным начинается подъем на очередной перевал, который оказывается самым высоким на участке до Таштагола - 693 м. Борис на подъеме сильно отстает, все же ехать по асфальту на двухподвесе с заплечным рюкзаком - не самое легкое занятие. Чтобы не мучить себя и не тормозить группу, он принимает решение сойти в ближайшем населенном пункте.
И снова длинный скоростной спуск.

51,3 км (428 м) - Чугунаш. Здесь мы расстаемся с Борисом, перекидываем снарягу и продукты, скручиваем с его байка задний переклюк (вечером на стоянке поставим его Ване) и продолжаем путь вдевятером. За поселком слева от дороги есть чистый родник, встаем на обед.
После обеда берем еще один небольшой перевальчик и скатываемся в Таштагол.

63,4 км (475 м) - Таштагол. Остановились у памятника автомобилю ЗИЛ-157 и пока Лена с Ваней ходили в магазин, пообщались с местным мужиком. Тот настолько восхитился нашим походом, а особенно тем, куда дальше лежит наш путь, что подарил нам бутылку местной водки, говорит хорошая (Забегая вперед, скажу, что она и вправду оказалось очень хорошей).

70,7 км - развилка. Направо уходит дорога на Турочак, нам прямо на Усть-Кабырзу.
Дорога выходит к р.Кондома и идет вдоль нее. За селом Каменушка асфальт заканчивается (80,2 км, 455 м), наконец-то!
Вскоре дорога уходит от реки и снова начинаются перевалы, сегодня мы преодолеваем еще два - 674 и 663 м, между ними - с.Ингол, нежилое (90,4 км, 533 м).
Встаем на стоянку на спуске к деревне Кичи на берегу ручья. Переклюк Ване так и не поставили...

Ночевка на высоте 531 м.

Ночью шел дождь и продолжался утром. Теперь девиз нашего похода: "Ни дня без дождя!"
Однако, дежурные смогли-таки развести костер и приготовить на нем завтрак, зачОт!

По мокрой дороге продолжаем спуск. Хорошо, что почва не глинистая, тогда бы мы здесь встряли...
102,6 км (494 м) - с.Кичи. Спуск продолжается до с.Усть-Кезес, катим бодро, несмотря на продолжающийся дождь.
За с.Усть-Кезес пошел подъем на очередной мини-перевал (599 м) в обход прижима на р.Пызас. На подъеме Ваня несколько перестарался с лосением, да так, что сломал заднюю ось! (А зря мы не поставили вчера переклюк...) Теперь ему приходится возвращаться в Усть-Кезес и искать машину до Таштагола, а мы дальше едем ввосьмером.

123,5 км (413 м) - мост через р.Пызас, начало д.Усть-Кабырза. Отсюда начинается Шорский национальный парк, на центральной улице деревни справа стоит домик-кордон и с нас вроде как должны взять плату за пребывание. Однако, в домике никого нет, и мы проезжаем ничего не заплатив. Узнаем у местных, что через реку Мрассу есть подвесной мост (причем очень добротный), по которому мы и переправляемся на правый берег. А я уж было думал, что придется искать моторку для переправы.
Паша: Двое местных аборигенов, когда узнали куда мы едем, были очень удивлены: «Там дороги нет… нууу вас и прет, мы там на тракторах еле проезжаем».

В конце деревни у Миши начинает подклинивать барабан задней втулки, и это на втулке ХТ на практически новом веле! Причину находим быстро - от пластмассовой "типа защиты" откололся кусочек и застрял между кассетой и спицами. Просветленный Миша проводит ритуальный обряд выламывания ненавистной пластмаски пассатижами.

Теперь мы едем вдоль реки Кабырза, которую нам сегодня предстоит дважды переходить вброд выше по течению. Здесь она страшной не кажется, посмотрим что будет дальше. Дорога стала менее наезженной, машин нет вообще, довольно много луж - в общем для байка самое то. За деревней Парлагол подъезжаем к первому броду.
135,2 км (425 м) - 1-й брод р.Кабырза, на левый берег. Ширина метров 30, глубина на середине реки примерно по колено, к дальнему берегу становится глубже - почти по пояс, течение среднее. Миша первым разведывает брод и дальше помогает переправиться остальным.
За бродом начинается подъем на очередной мини-перевал высотой 611 м по каменистой грунтовке. Погода стала лучше - наконец-то вышло солнце. На спуске с перевала устраиваем обед на берегу ручья.

147,9 км (473 м) - деревянный полуразрушенный мостик через р.Таяс (она же Кантус), на правый берег.
151,0 км - брод р.Таяс (она же Кантус), на левый берег. Несложный, по колено. Воспользовавшись моментом, пока никто не видит, и спрятавшись за кустиком, Миша решил помыть свой байк. Говорили же, нельзя этого делать ни в коем случае! :) Только погода наладилась...

Миша: Я конечно не язычник, но поломку пластмассовой защиты я воспринял как предупреждение от велосипеда, мол, я тут везу 120 кг по горным дорогам, а меня даже помыть не могут, грязный как поросёнок! Я оказался перед страшным выбором: либо велосипед и нарушение столпов велотуризма, либо наоборот! Мне так сильно хотелось не сойти с маршрута и попасть с группой в тянь-шаньский поход, что я всё-таки решил помыть его :( Но всевидящее око рук-ля застало меня за этим позорным деянием. Мне стыдно до сих пор, и я у всего сообщества велотуризма прошу прощения. Братцы, больше не буду! :)

151,7 км (486 м) - снова брод р.Таяс (она же Кантус), обратно на правый берег, рядом с заброшенным селом Кантус. Ширина реки здесь большая - метров 100, но глубина не выше колена и течение слабое.
Сразу за бродом дорога уходит круто вверх на водораздел, много камней, но все проходится в седле.
155,1 км (736 м) - водораздел. Спуск сильно каменистый, приходится проходить его полностью на тормозах. На спуске пошел хороший такой дождь из непонятно откуда взявшейся тучи. Вот вам и результат мытья байка! Велосипедные приметы очень точные!

158,7 км (470 м) - 2-й брод р.Кабырза, на правый берег, рядом с заброшенным селом Сарасет. Выглядит посерьезнее первого. Рома идет на разведку и успешно переходит. Ширина реки метров 30, самое неприятное место - на середине, где глубина до середины бедра и довольно сильное течение. Успешно переправляются все, кроме Саши - на середине его смывает течением и выносит на каменистый остров. Оказавшийся рядом Леша подхватывает его байк. Приходится идти Саше на помощь и помогать переходить. Пострадавший жив-здоров, правда намочил часть вещей, в том числе фотоаппарат.
Паша: Когда Саню снесло течением, пострадал больше всего Леша, как ни странно.

Неподалеку стоят мужики на Урале, охотятся. Говорят, в лесу много медведей. Чтобы отпугнуть, стреляют просто так, в воздух.
От брода едем вверх вдоль р.Кабырза, а затем р.Сынзас по приятной лесной каменистой грунтовке.
162,2 км - направо вдоль Кабырзы уходит грунтовая дорога на Верх-Таштып.
Проезжаем длинное, но полумертвое село Сензас. За селом две переправы через р.Сынзас: первая - по останкам деревянного моста, вторая, через пару километров - вброд. Брод несложный, ниже колена.
За вторым бродом встаем на стоянку.

Ночевка на высоте 548 м.

Ночью дождя, как ни странно, не было, и утром погода довольно приятная.
Сегодня нам предстоит пройти самый сложный участок маршрута - перевал в районе горы Патын.

Продолжаем плавный подъем по долине р.Сынзас, дорога каменистая, но в основном позволяет ехать, лишь иногда попадаются небольшие броды через притоки и редкие завалы.
179,3 км (610 м) - развилка. Направо отходит наша заросшая дорога вверх на перевал, мы же сначала поехали по более накатанной левой. Ошибку поняли через 1,8 км, пришлось возвращаться.

Дорогой на перевал явно уже не пользуются, она вся заросла и постоянно идут завалы, некоторые из которых весьма суровы. Поначалу мы еще как-то пытались ехать, но потом плюнули на это дело и пошли велопешком, тем более уклон стал круче и ехать уже сложновато. Видно, что дорога была построена основательно - видны остатки гати. Сейчас же все постепенно размывается водой и приходит в негодность, ближе к вершине на дороге много больших луж, а местами по дороге просто течет ручей. Чем выше поднимаемся, тем красивее открываются виды окружающих гор. Возле одной из луж видим свежие следы медведя.

188,8 км (962 м) - пер.Патын, на данный момент это наша высшая точка, но завтра будет еще более высокий перевал.
На спуске завалов меньше, зато больше камней, местами ехать в седле невозможно. Часто встречаются большие лужи во всю ширину дороги, которые приходится обходить сбоку по краю. Примерно через 6 км от вершины дорога становится лучше и уже можно нормально ехать.
199,1 км (556 м) - мост через р.Базас, на правый берег, рядом готовое костровище, встаем здесь на обед. Вышло солнце, стало совсем тепло.
202,6 км (505 м) - брод р.Базас, на левый берег. Ширина реки метров 15, глубина по колено, но очень скользкие камни на дне. Сразу за бродом заброшенная деревня Нов.Базас.

Примерно через 5 км еще один брод р.Базас, на правый берег. Здесь река уже стала мощнее, т.к. вобрала в себя крупный приток. Место основного брода не самое удачное, к тому же подтоплен участок дороги, подходящей к броду. Леша нашел более удобное место метрах в 200 выше по течению. Здесь ширина реки метров 15-20, глубина чуть выше колена, но течение не очень сильное, поэтому переходится без проблем. Правда потом пришлось немного пошариться по зарослям крапивы, чтобы снова выйти на дорогу.
Сразу за бродом село Ильинка, еще живое. Местные пацаны попросили клей - заклеить камеру, Миша добродушно отдал им целый тюбик "Момента".
Приближаемся к Ортону, в котором находится колония-поселение заключенных. Километров за 5 начинают встречаться лесоповалы, на которых работают зэки - все вокруг завалено ветками, дорога испоганена тяжелой техникой - жалкое зрелище...
По дороге ходят зэки по несколько человек, поэтому едем компактной группой без остановок. Перед деревней слева от дороги стоит лесопилка.

Миша: Перед посёлком-поселением был наикрутейший подъём к деревне. Так вот, Паша, Антон и Рома ломанулись в гору, а я почему-то оглянулся назад и вижу как Игорь всматривается в GPS. Думаю, что-то тут не то... Остановился. А ребята, стоя на педалях, на передаче 1-1, най-най-най в гору! Потом команда: "Назад!" Спустившись, Паша мне говорит: "Больше лосить не буду. Иногда это наказуемо" :)

219,2 км (400 м) - мост через р.Ортон, на правый берег. Сразу за мостом пост с охранником, который на нас даже не обратил никакого внимания. Отсюда идет хорошая двухполосная щебеночная дорога вверх по долине р.Колос с периодическими спусками-подъемами. Километровые столбики с интересной нумерацией, которые здесь стояли раньше, убрали и теперь все обозначено правильно, видимо дорожники считать все же научились :)
221,9 км - мост через р.Колос, на правый берег. Прямо по курсу видны дождевые тучи, и судя по всему идут на нас.

232,1 км - дорога уходит из долины влево, а вправо к реке спускается грунтовка. Сворачиваем на нее и выезжаем на хорошее место для стоянки на берегу реки, уже знакомое нам по походу 2007 года. Ставились под уже начавшимся дождем. Костер разводить не тали, а решили приготовить ужин на горелках. Лешина горелка запустилась без проблем, а вот моя почему-то стала упрямиться, несмотря на хорошее топливо, залитое в нее (бензин-калоша). Никакие шаманские действия не помогли, запустить горелку так и не удалось. {Позже, дома причина станет ясна - попался бензин с примесью ацетона, в котором разбухли резиновые прокладки, из-за этого шланг горелки до конца не накручивался на топливный насос и не открывал клапан подачи топлива.} Зато, пока я возился в палатке с горелкой, мы с Леной успели нанюхаться этого замечательного бензинчика, отчего нас проперло на дикий ржач :)
Паша: Пока руковод с завхозом шаманили над ужином, все остальные пытались победить дождь и разжечь костер. В конце концов, когда еда была готова, мы все дружно кушали у костра под мелким дождиком. А после сытного ужина по 50 г Мариинского бальзама, и никто уже не обращал внимания на мокрую одежду и носки.

Ночевка на высоте 501 м.

Дождь шел всю ночь и утром все еще не собирается прекращаться. Завтрак снова готовим на горелке, а поскольку вторая горелка не работает, то пришлось исключить из меню чай, что вызвало недовольный ропот некоторых участников. Ну а что делать, кому сейчас легко?

Дорога уходит из долины р.Колос. В некоторых местах из дороги торчат бревна - гать, на которой она была построена. Начинается подъем на Изыгаш - самый высокий перевал нашего похода. На подъеме уклон местами приличный, но тем не менее вполне заезжаемый. Последняя часть подъема перед седловиной почему-то сделана гораздо более пологой, отсюда открываются красивые виды в долину р.Колос. На подъеме у Ромы порвалась покрышка по корду, пришлось ставить запасную.

243,4 км - вершина пер.Изыгаш (989 м). Спуск по идее должен доставлять удовольствие, но только не сейчас. Температура не выше 10 градусов, дождь, плюс ветер на спуске. Не у всех оказались хорошие перчатки, поэтому некоторым пришлось одевать на руки медицинские полиэтиленовые бахилы, предусмотрительно взятые Пашей :) После крутого участка спуск продолжается уже более полого по долине р.Бол.Изыгаш. Долина, поросшая тайгой, весьма живописна.
259,3 км (391 м) - мост через р.Кизес. Отсюда начинается подъем на следующий безымянный перевал - сначала плавный по долине ручья, затем более крутой серпантином. Дорога местами сильно каменистая, почти все вторую часть подъема идут пешком.
265,8 км - пер.743 м. Это наш последний перевал в этом походе, теперь только вниз.
Паша: На втором перевале у Ромыча отказали тормоза и он ехал тормозил ногой об землю, было забавно смотреть :)

Спуск приводит в долину р.Бол.Майзас, дорога грунтово-щебеночная, несколько раз переходит с одного берега реки на другой.
Миша: После очередной остановки Паша буксанул и резко скрылся из виду. Я, как зам. рук-ля по воспитательной работе, принимаю решение догнать беглеца и напомнить ему о "вреде лосизма" :) Через несколько километров за поворотом мелькнуло жёлтое пятно. Ну слава Богу, а то я уже стал сомневаться, впереди он или зашёл с велом в кустики, а я тут упираюсь, догоняю. Поравнявшись, в шуточной форме напоминаю о вчерашнем его обещании. В ответ вижу о-о-очень удивлённый взгляд: "Я догоняю Ромыча. Разве он не впереди?" Через пару минут нас нагоняет Рома и говорит: "Ну ты Миха и лось!" А я ему:" Это Паша, я за ним гнался." А Паша: "Это ты Рома лось, я тебя догонял!" Громко смеясь, мы уже покатили неспеша, "танцуя" между луж. В этот момент мы были счастливы.

Проехав село Майзас по главной улице, выезжаем к Томи (298,4 км, 260 м). Понтонный мост через реку только-только начали ставить, но на тот берег ходит катер, переправились на нем за два захода и 200 рублей. За переправой выезд на асфальтовую трассу, идущую вдоль Томи в Междуреченск. Хорошая асфальтовая дорога, катимся быстро. Погода тоже стала лучше, дождь кончился, вышло солнце. Чем ближе к городу, тем больше становится машин.
311,7 км - въезд в Междуреченск.
317,5 км (238 м) - вокзал Междуреченска. ФИНИШ.

До электрички в Новокузнецк еще целый час, поэтому решили не терять время и разобрать велы.
В электричке обнаружили клеща, впившегося Антону в шею. Операция по извлечению кровососа прошла успешно, пациент остался жив :)
Вечером погрузились в Новокузнецке в поезд №605 и наутро уже были в Новосибе.