Чумыш-2004

Карта маршрута

Маршрут: Костёнково - Мостовая - Сары-Чумыш - Ельцовка - Мартыново - Кытманово.

Сроки активной части: 5-12 июня 2004 г. (8 ходовых дней).

Пройденное расстояние: 294 км.

Категория сложности: 2.

Участники:

Сплавсредство: двухместная байдарка "Таймень".

Синим курсивом выделены комментарии Лехи.

Чумыш в качестве реки для сплава 2-ой категории сложности посоветовал мне коллега по работе, в прошлом водник. Он проходил Чумыш на байдарке от с.Костёнково. Я решил немного изменить маршрут и идти от с.Новостройка, включив таким образом и реку Кара-Чумыш (что из этого вышло, читайте ниже).

Фантазер, блин, хренов :)

Закончить сплав я планировал в г.Заринске, однако по ходу сплава мы решили сократить путь и финишировать в с.Кытманово, поскольку до Заринска мы не успевали по времени, и участок этот не представляет интереса.

После прохождения реки было составлено ее краткое описание с точки зрения туриста-водника (подробной лоции с указанием всех порогов мы составить не могли из-за отсутствия подробной карты). Однако, до сих пор в интернете не было даже такого описания. Надеюсь, кому-нибудь оно окажется полезным :)

В районе села Костёнково Чумыш представляет собой неглубокую (вброд переходят коровы) реку шириной около 60 метров. Иногда в русле встречаются крупные камни, много мелей. За деревней река сужается метров до 10 и становится глубже. Скорость течения около 5 км/ч. Река в основном спокойная, лишь изредка попадаются небольшие перекаты с валами до полуметра. Возле деревни Алексеевка (около 2 км до с.Апанас) искусственное препятствие - недо(раз)деланный мост, который река огибает слева с прижимом в заросли кустарника. До места впадения левого притока Сары-Чумыш серьезных препятствий на реке нет. Мест для стоянки на этом участке мало, по берегам заросли кустарника и высокая трава. Хорошие места начинаются только ближе к Ельцовке.

После впадения Сары-Чумыша река становится в 2 раза шире (метров 20-30), течение замедляется до 3 км/ч и больше напоминает болото. Но первое впечатление обманчиво, т.к. именно на участке от с.Сары-Чумыш до Ельцовки и сосредоточена основная часть порогов. Первый из них появляется сразу же за правым поворотом. Все пороги представляют собой шиверы 1-2 к.с., образованные крупными камнями в русле. В первой половине участка Сары-Чумыш - Ельцовка они расположены в основном за правыми поворотами реки. Во второй половине этого участка они усложняются до 2 к.с., встречаются в среднем в два раза чаще и расположены как на правых и левых поворотах, так и в протоках между островом и берегом. Однако, каждый порог виден заранее, а невысокая скорость течения позволяет причалить к берегу для просмотра. Прохождение порогов заключается в нахождении оптимальной траектории движения между камней.

За с.Ельцовка пороги встречаются все реже и в основном несложные. Здесь островов на реке становится больше, и протоки часто мелкие. За с.Чесноково пороги появляются снова, но уже другого характера: обычно это серия валов до 0,7 м высотой, без камней. Примерно на середине пути от Колонково до Бураново на реке последнее серьезное препятствие искусственного характера: когда-то здесь был мост, но теперь это разрушено и перегораживает большую часть русла. Проход есть только по центру, куда и устремляется почти вся вода. Идти порог проще по основной струе, обходя справа бочку и уходя влево от лежащей по центру железной плиты. Дальше на реке препятствий нет, только иногда в протоках встречаются мели. В районе с.Кытманово это уже типичная равнинная река со слабым течением, не представляющая интереса для сплава.

День 0 (4 июня)

Отъезд

Наш поезд Новосибирск - Новокузнецк отходит вечером. Мы с Лехой договорились, что он заедет ко мне домой, где мы упакуем вещи в рюкзак (на тот момент он находился у Лехи), затем поедем ко мне на работу за байдаркой и потом на вокзал. Однако, в назначенное время Леха не появился. Через полчаса я уже сильно матерился, а он заявился с опозданием на 40 минут.
Ну ничего страшного! Мне же надо было принять перед походом ванну, выпить чашечку кофе, посидеть в интернете! И вообще, я с работы ушел без разрешения :)

Было понятно, что доехать на автобусе до вокзала из Академа мы уже не успеваем, и пришлось ехать на такси. При посадке в поезд проводница поинтересовалась платили ли мы за багаж, на что я ей вежливо ответил, что вес нашего багажа не превышает установленной нормы. До Прокопьевска доехали в общем-то без приключений.

День 1 (5 июня)

Пройденное расстояние: 37 км

Вылазим из поезда в Прокопьевске в 5 часов утра по местному времени. Отсюда нам надо доехать до деревни Новостройка. Рядом с вокзалом ничего похожего на автовокзал не наблюдается, зато много такси. Решаем не терять время и ехать на такси. Приехав на место, вместо речки видим небольшой такой ручей. Вот и приехали!
Ага, сделали радиалку до ручья на такси :)

Уже потом, на следующий день, до меня дошло, что это мог быть не Кара-Чумыш, или всего лишь одна из его проток (ну не может он быть таким мелким!). Наверное, водила ошибся. Но так или иначе, мы возвращаемся в Прокопьевск (хорошо покатались, на 250 руб.!) и садимся на автобус №155 до Новокузнецка. Конечная автобуса в Новокузнецке оказалась конечно же не на автовокзале и до него пришлось ехать на троллейбусе. Там мы в 8:25 садимся на автобус №162 и едем в Костёнково.
Деревня встретила домиком с вывеской "Наталья. 24 часа". А может, это просто магазин был... Короче, мы решили не терять времени и с остановки сразу пошли на берег.

Автобус довозит нас до самой реки. Здесь она уже вполне приличная - метров 60 шириной, правда мелковата. Пока мы собирали байду, стал приставать один местный абориген (естественно нетрезвый), типа "довезите меня вон до того поворота" (против течения). Представляю я себе этот процесс! Пришлось несколько раз вежливо ему отказать, прежде чем он отстал.

Стартуем в 12:00. Река мелкая, часто приходится выскакивать из лодки и протаскивать ее через мели. Иногда в русле встречаются крупные камни. На один из них мы удачно налетели, т.к. с наплыва его плохо видно. За деревней река сужается метров до 10 и становится глубже. По берегам много рыбаков и матрасников (выходной день все-таки). Весь день жарко и солнечно. В лодку довольно быстро стала поступать вода (хорошо видно стукнулись о камень), становимся, заклеиваем дыры лейкопластырем, заодно обедаем. Возле деревни Алексеевка (километра 2 до с.Апанас) встречаем первое препятствие - какой-то недо(раз)деланный мост, который река огибает слева с прижимом в заросли кустарника. Больше за день серьезных препятствий не было, встаем на ночевку за деревней Мостовая. Места для стоянок на Чумыше плохие: по берегам заросли кустов, везде высокая трава и много комаров, которые не боятся ничего - ни репеллентов, ни дыма от костра, ни жары, ни холода.

Это природа нас кусала комарами за то, что мы отягощали ее банками из-под консервов. А зато славно попили купленного в Апанасе пивка, отмечая новоиспеченного туриста, то бишь меня. Удивительно, каким вкусным может оказаться в походе пиво, от которого дома воротит :)

День 2 (6 июня)

Пройденное расстояние: 43 км

С утра облачная погода. Выплываем в 10:30. Река в основном спокойная, лишь изредка попадаются небольшие перекатики с валами до полуметра. Днем несколько раз начинался и быстро заканчивался дождик. К вечеру доплываем до места впадения реки Сары-Чумыш. Здесь Чумыш стал в 2 раза шире (метров 20-30), совсем спокойным и больше напоминал болото. Мы уже стали думать, что дальше так и будет, ничего интересного нам уже не видать и стали подумывать о перезаброске на Бию (я ее проходил 2 раза и поэтому это первое, что пришло мне в голову). Но не тут-то было! За правым поворотом оказалась самая настоящая шивера 2 к.с., которую даже пришлось просмотреть перед проходом. Но после нее снова болото. Решаем все же дойти до Ельцовки и там уже принять окончательное решение относительно дальнейших планов. Встаем на стоянку за деревней Сары-Чумыш. Вечером начался дождь и шел всю ночь.

Надо заметить, что сегодня мы как-то слишком много матрасничали. Хотя, конечно, было весело. Особенно прилежно матрасничал Игорек. Он вдруг понял, что не только оказался в роли старшего и более опытного товарища, но имеет под руками удобный объект в виде меня, который можно и нужно поучать. Была даже разработана специальная методика поучения веслом - по голове, в спину и т.д. Слава богу, в ход она не пошла. К концу дня дело дошло до того, что его поучениям подвергался не только я, но и всевозможные плывущие объекты, ветки кустов и прочий мусор :)

День 3 (7 июня)

Пройденное расстояние: 28 км

Утром долго разжигали костер, т.к. дрова после дождя были мокрыми. Выплыли поздно, в 12:00. Погода в основном облачная, но дождя нет. Вопреки нашим (не)ожиданиям, на реке начались пороги, представляющие собой шиверы 1-2 к.с. с камнями. Причем, наблюдали интересную закономерность: если река делает правый поворот, впереди стоит гора, а слева имеется тихая заводь, удобная для чалки, то с 80%-ной вероятностью за поворотом будет порог. Камней мы опасались, поэтому все пороги просматривали. Тем не менее, без налета на камни не обошлось и на этот раз. Встали заклеивать повреждения (снова в ход пошел лейкопластырь) напротив места впадения безымянного ручья слева. Затем прошли самый серьезный порог за сегодняшний день и встали на стоянку в паре километров от упомянутого ручья.

Таким образом, река преподнесла нам приятный сюрприз, и день оказался намного интереснее, чем мы предполагали. А ночью было холлодднно :)

С утра какая-то мерзкая птица нагадила мне прямо на ногу. Это ж надо так попасть, блин, с высоты.
А еще регулярно попадались препятствия в виде огромных куч бабочек, кишащих по берегам. Разумеется, мы их поучали обливанием водой, от чего те, счастливые, очень эффектно взлетали всей толпой.

День 4 (8 июня)

Пройденное расстояние: 33 км

Сегодня мы снова выплыли довольно поздно, в 11:30. Нам надо доплыть до Ельцовки, чтобы пополнить запасы продуктов. До нее оставалось километров 30. И прошли бы мы их быстро, если бы не пороги, которые стали в этот день еще более серьезными и стали попадаться чаще. Они по-прежнему представляли собой шиверы, но уже как минимум 2-ой к.с. Теперь они уже встречались и на левых, и на правых поворотах. Но каждый порог видно заранее и есть возможность причалить для его просмотра. Иногда на реке стали попадаться острова с порогами в обеих протоках, и их приходилось просматривать обе. В одной из таких правых проток (в левой была слишком сложная шивера) хорошо налетели на большой валун с последующей бочкой.

Признаюсь, здесь был и один из моих самых сильных косяков - несмотря на то, что порог был предварительно просмотрен с берега, с наплыву все, естественно, оказалось по-другому, и я, растерявшись, вместо того, чтоб грести влево со всей дури, делал что-то невразумительное. А вообще, в этот день пороги оказались самыми интересными, именно благодаря им я теперь в своем резюме для работодателя в графе "увлечения" пишу также и "байдарка"!

По пути в Ельцовку мне свезло так свезло! Желающий быть сфотографированным, Игорек уступил мне свое сокровенное поучительское место в байдарке. Я, конечно же, за словом в карман не лез и поучал его от всей души, вспоминая все предыдущие дни :)

Наконец, в 19:30 приплыли в Ельцовку, где закупили продукты. Погода здесь стала портиться - шли грозовые тучи, дул сильный ветер.
Тем не менее, мысль о мешке с булкой хлеба, консервами, макаронами и т.д., а также некоторое количество вафель в довольном желудке придавали столько сил и энергии, что нипочем были ни снег, ни зной, ни дождик проливной :)

Мы поспешили встать на стоянку сразу за деревней, ожидая дождь, и встали перед очередным порогом, проходить который уже не было никакого желания. Однако, грозы не было, всего лишь чуть-чуть покапал дождик.

День 5 (9 июня)

Пройденное расстояние: 20 км

С утра солнечно. Решаем устроить полудневку - по-нормальному клеим байдарку, пишем походную книгу, отдыхаем.

Выходим в 17:00. Пороги еще иногда попадаются, но уже в основном несложные. Хотя один из них нам пришлось проводить байду вдоль берега, т.к. в русле слишком много камней. К вечеру погода опять стала портиться: надвигались черные тучи, гремел гром, иногда капал дождь. Но мы не поддались на провокации со стороны природы и продолжали плыть до 20:30. Ночью все-таки начался дождь и продолжался до самого утра.

Сегодня по пути встречалось много разных птиц - чайки, какие-то соколиные, журавли, а также забавные "птички со свистком". А еще вечером, когда уже улеглись спать, совсем рядом с палаткой пролетело нечто. Судя по звуку, я решил, что это скорее всего был Пепелац без гравицапы. А еще из кустов какая-то птичка постоянно орала как свинья.
Игорек в своих поучениях дослужился до звания Господина Главного Поучителя, причем на Вы. Впрочем, я тоже не сел в лужу (хотя, кстати, физически сидел ровно в луже), и стал Господином Главным Поучаемым.

День 6 (10 июня)

Пройденное расстояние: 55 км
С утра пасмурно, но дождя нет.
Пока просыпались в палатке, Пепелац пролетел в обратную сторону.

Сегодня мы встали пораньше, аж в 8:30 :) Готовить ничего не стали, т.к. дрова мокрые, разводить костер неохота. Выплываем около 10 часов, сегодня у нас план - дойти до Мартыново. Проходим пару несложных порогов и обнаруживаем довольно сильную течь в лодке. Странно, вроде на камни не налетали... Причалив к берегу, обнаруживаем в шкуре тонкие ровные порезы вдоль стрингеров, как будто ножом. Интересно, кто это нам вредит исподтишка? :))
А как ты думаешь, чего Пепелац летал? Конечно же это все дело рук чатлан! :)
Встаем клеиться.

В 14:00 со второй попытки отплываем дальше (первая не удалась - обнаружилась еще одна дырка). На реке часто стали попадаться острова, где приходится задумываться над тем, какой протокой идти, чтобы не налететь на мель. Порогов уже практически нет. Возле села Чесноково нас начал в очередной раз поливать дождь. После этого села снова стали попадаться пороги, но уже другого характера: обычно это серия валов до 0,7 м высотой, без камней. Проплыв деревню Победа, решили дойти сегодня до Брагино, по карте до него оставалось около 10 км.

Следует сказать пару слов про карту: у нас была карта масштаба 7,5 км (другой не нашли), поэтому многие изгибы реки на ней не отражены. Это не только затрудняет ориентирование, но и реальные расстояния оказываются заметно больше. Плывем-плывем, а Брагина все нет и нет. Наконец услышали мычание коров и маты пастуха. Проплыв еще немного, спросили у рыбака про деревню. Он ответил, что она совсем рядом, еще 3-4 поворота реки :) Пройдя их, мы так и не нашли села, хотя с берега явно доносились признаки жизни. Время уже к 22 часам, встаем на ночь на острове. Все вокруг мокрое после дождя, пытаться развести костер бесполезно. Съедаем по банке тушенки в холодном виде и заваливаемся спать.

Короче, получился разгрузочный (в плане еды) день.
Что до развлечений - бабочки кончились, но зато берега были часто наполнены буренками, и когда мы делали громкое "муууууу", проплывая мимо них, те очень дружно и внимательно глядели на нас умными глазами.

День 7 (11 июня)

Пройденное расстояние: 59 км

Наутро лай собак, мычание коров и прочее кукареканье известили нас о том, что мы стоим прямо напротив деревни. Дождя нет, даже сумели разжечь костер. Выплываем в 10:30. Довольно быстро добираемся до Мартыново, где пополняем запасы съестного. К обеду погода снова портится (похоже это стало традицией), но дождя почему-то нет. Примерно на середине пути от Колонково до Бураново на реке последнее серьезное препятствие, причем антропогенного характера: когда-то здесь было что-то наподобие моста, но теперь это разрушено и перегораживает большую часть русла. Проход есть только по центру, куда и устремляется почти вся вода. Дальше на реке препятствий нет, только иногда в протоках встречаются мели.

Встаем на ночь за деревней Новодупленка. Поскольку погода не внушает доверия, решаем сварить заодно и завтрак и сэкономить время утром.

За последние два дня могу сказать только то, что догреблись до жо... до желтых пятен в глазах и несгибаемости/неразгибаемости рук. Впрочем, как было сказано, запасы еды были пополнены, причем деликатесами типа копченой колбасы, сыра, халвы, печенья... просто рай какой-то на воде :) Так что бутеры с колбаской не позволили умереть. Гребля греблей, а режим питания нарушать нельзя.
С какой-то целью природа показала нам неприличную вещь в небе. А вечером Игорек замутил фантастическую кукурузную кашу с халвой...

День 8 (12 июня)

Пройденное расстояние: 19 км

Хоть и не выспались, но встаем, как и хотели, в 5 утра. Завтракаем приготовленным с вечера и выплываем в начале седьмого. До нашей конечной цели - Кытманово - осталось около 20 км. Проходим их менее чем за 3 часа. Все. Сплав окончен.

Зайдя на автостанцию, узнаем, что автобус до Заринска/Барнаула уходит через 45 минут, а следующий только после обеда. И решили мы на этот автобус успеть. Так быстро я еще не разбирал байдарку никогда! Тем не менее, на автобус мы успеваем и приезжаем в Барнаул за 40 минут до отправления нужной нам электрички. В электричке нам пришлось отбивать атаки контролерши с милой улыбкой людоедки, страстно желавшей взять с нас плату за багаж, но мы выстояли :) И вечером мы были уже дома.

А жаль. После такого мероприятия возвращаться в город нет абсолютно никакого желания.

Фотогалерея