Чарыш-2005 (попытка)

Запланированный маршрут: Тюдрала - Усть-Кумир - Коргон - Владимировка - Чарышское.

Участники:

Свой выбор реки для традиционного сплава в этот раз я остановил на Чарыше, т.к. по всем параметрам река интересная и не очень сложная. Но надо сказать, что про Чарыш информации очень мало - я нашел в сети всего один отчет о сплаве по Чарышу на резиновых лодках, и знакомые сплавщики сказали только: "Веселая речка". Несмотря на это, я все же решил пройти эту реку, и вот что из этого вышло.

День 1 (25 июня)

Утром в субботу мы выгрузились из поезда в Бийске и тут же подверглись атаке таксистов, предлагавших везти нас куда угодно. Нам это было выгодно, т.к. ехать на автобусах с двумя пересадками нам не очень хотелось. Сговорились с мужиком на Volkswagen Passat за 3000 р. до Тюдралы. Не без проблем запихали в машину весь свой багаж (две байды плюс два рюкзака). Каркасы от байдарок пришлось засунуть в салон, придавив ими Машу с Кириллом. Посоветовавшись с коллегами-таксистами, водила решил ехать до Усть-Кана по короткой дороге через Солонешное. Всю дорогу я смотрел на хорошо знакомые места, поскольку два года назад ехал здесь на велосипеде, только в обратном направлении. Когда закончилась равнина и пошла горная дорога с крутыми поворотами и спусками - подъемами (по которым наш водила ехал со скоростью 80-100 км/ч), Кирилл (и иногда Маша) регулярно стал просить остановить машину, чтобы сбегать в кустики и опустошить свой желудок :)

Вылезли перед деревней Тюдрала. Пока собирали байдарки, нас успел помочить небольшой дождь, да и вообще погода хмурая какая-то. Сразу обратили внимание на быстрое течение в Чарыше и торчащие с берегов "расчески". И сходить бы нам ниже по реке на разведку, но мы этого не сделали и решили плыть сразу, но чалиться к берегу перед каждым непонятным препятствием.

Но сильное течение и частые повороты реки сделали свое черное дело - за очередным поворотом мы не смогли уйти от "расчески", нас под нее затянуло и хорошенько расчесало :) Продравшись через нее и немного замешкавшись, мы тут же попали под следующую, где и перевернулись. И метров через 100 самосплава нас припечатало к завалу, а Родиона с Машей даже протащило под бревнами (под водой). Кирилла прижало к завалу байдой и он кричал: "Меня придавило!", но когда понял, что никто не торопится его спасать, вылез на берег сам. Я же отделался легче всех, т.к. смог повиснуть на бревне и потом вылез на него.

После того, как все выбрались на берег, начали спасательную операцию со второй байдой. Сначала кое-как вытащили из нее привязанные рюкзаки, а затем с помощью оставшихся у нас веревок (и какой-то матери) - и ее саму. Два средних шпангоута в конструкции оказались поломанными. Первая же байда (в которой были наши с Родионом вещи: фотики, телефоны, документы, обратные билеты и т.д.) бесследно исчезла, как и три весла. Четвертое весло повисло на дереве, под которым мы кильнулись, и было непонятно, как его достать. Потери конечно существенные, но первая мысль была "Главное, что все живы".

В конце концов, Родион переправился на левый берег и позвал на помощь местных алтайцев. Они перевезли нас на коне через реку и предложили у них остаться на ночь. Мы остановились в доме у молодого алтайца Сани, за что ему большое спасибо, и вечером пошли на поиски байды ниже по течению с другим местным жителем Сергеем (кстати, единственный замеченный нами русский в Тюдрале). В результате поисков нашли только одно весло, байды не было...

Итого за день проплыли около 500 метров.

День 2 (26 июня)

Утром мы решили еще раз хорошенько прочесать все места возможного нахождения нашей байды. Искали до самого обеда, но нашли только еще одно весло. Мы с Родионом уже представляли себе, как будем жить бомжами, без денег и документов, но меня больше всего беспокоило то, что мой планируемый велопоход оказался под угрозой срыва!

Но тут приходят местные девчонки и говорят нам, что пацаны чего-то нашли. Не веря своим ушам, идем к месту находки и там оказывается наша первая байда, причем под тем самым завалом, откуда мы вчера вытаскивали вторую! А мы думали, что она уплыла дальше и искали ниже по течению. Видимо, за ночь завал сдвинуло и поэтому стало возможным увидеть ее. Правда, виден был только гермомешок, и тот на глубине около метра, а байда еще глубже. Оставшиеся полдня с помощью Сани и местных пацанов мы под дождем проводили спасательную операцию - пилили, рубили деревья, разбирали завал, но вытащить удалось только герму с насквозь мокрыми вещами (хорошая герма, ничего не скажешь!), а байда уплыла ниже и мы решили отложить ее спасение на следующий день, т.к. все уже дико устали.

День 3 (27 июня)

Ночью и утром продолжались дожди, из-за чего вода в Чарыше поднялась еще сильнее и стала мутной - глубже 20 см ничего не разглядеть. До обеда мы снова пытались искать байду, но в такой воде найти ее было нереально. Ждать пока спадет вода бессмысленно, т.к. непонятно когда это вообще произойдет, и мы решили завтра утром ехать в Майму (там у Родиона живут родственники), оставить там все лишнее и оставшееся до поезда время провести на озере Ая, полазить по окрестным горам.

Когда мы пошли в магазин за хавчиком, нас уже узнавала вся деревня: "Так это вы утопленники?" :))

Из разговоров с местными узнали, что оказывается Чарыш в этом месте недавно поменял русло, чем и объясняется такое количество завалов. Сильные завалы продолжаются еще как минимум 2 км после Тюдралы, и потом еще периодически встречаются до самого устья Кумира. Была бы у нас эта информация на момент приезда, мы начали бы сплав именно оттуда...

Итак, подсчитываем потери: одна байдарка, одно весло (третье весло пацаны все же сумели снять с дерева), рюкзак без клапана, 2 миски, 2 кружки, 2 ложки, топор, кепка , один кроссовок и одна сандалия. Плюс к тому насквозь мокрые фотики и телефоны. Могло быть и хуже...

День 4 (28 июня)

Какой-то местный алтаец, обещавший нам вчера найти транспорт до Усть-Кана, конечно же ничего не нашел. Поэтому утром мы просто выходим на дорогу и идем по ней, пытаясь стопить попутные машины. Вскоре нам это удается и мы едем на "ГАЗели" до Усть-Кана за 50 р. Там Родион звонит своим родственникам, мы находим машину (за 1200 р.) и едем к ним в Майму. Оставив у них лишние вещи и попив чаю с блинчиками, мы едем на Аю. Из прошлого опыта (я был здесь 5 лет назад), идем в обход главного входа (т.к. там берут плату) и натыкаемся на колючую проволоку. В итоге все равно пришлось идти через главный вход, благо в этот момент собирателей денег там не было.

За последние 5 лет количество всяких баз отдыха на Ае увеличилось раза в два, половина берега уже застроена. Мы же расположились на пока еще нетронутой половине, разожгли костер прямо на берегу (за что полагается штраф от 100 до 300 р.), пилили дрова с шумом на все озеро, правда палатку поставили в стороне, чтоб было незаметно.

День 5 (29 июня)

Сегодня с самого утра стояла жара, поэтому мы весь день проматрасничали на озере, купались, загорали. Лишь к вечеру решили выползти и сходить на скалу "Чертов палец". Я без труда вспомнил туда дорогу и минут через 40 мы были уже на месте. Как и следовало ожидать, там ходят толпы отдыхающих, место очень популярное. Но в этот раз нам еще и повезло (должно же нам хоть в чем-то повезти) - встретили там Олега, инструктора по скалолазанию, который всего за 100 р. предлагал спуститься по веревке со скалы, и если останутся силы, бесплатно подняться наверх. Я сначала сомневался, но когда увидел, как на это решилась девчонка лет 15-ти, решил попробовать. И Родион тоже захотел.

Высота скалы около 30 метров, спускались обычным способом, поднимались с помощью жумара, со страховкой. Получили много новых ощущений и хорошую порцию адреналина. И что интересно, мне это даже понравилось. Вот уж не думал, что в этом походе я буду лазить по скалам :)

После возвращения с Пальца перебазировались на берег Катуни. Место здесь найти тоже непросто, почти весь берег застроен турбазами.

День 6 (30 июня)

Сегодня снова жарко, опять весь день спасались от жары в тени. Только великий архитектор Родион сидел на берегу Катуни и возводил замок из песка :)

Выползли традиционно к вечеру. Проходя мимо небольшого аэродрома с дельтапланами, узнали сколько стоит это удовольствие. Цена в 700 р. за 5-7 минут полета повергла нас в шок и мы пошли дальше. Спрятали рюкзаки в деревьях и полезли на гору Верблюд. Склон довольно крутой, иногда приходилось лезть на четвереньках. Зато сверху открывается прекрасный вид. На турбазах за такую "экскурсию" берут 50 р. с человека. Так что сэкономили 200 р. :)

На стоянку встали у подножия Верблюда возле ручья.

День 7 (1 июля)

Сегодня последний день похода, вечером нам надо сесть в Бийске на поезд. Выходим на дорогу, стопим маршрутку, на которой доезжаем до Маймы. Там упаковываем шмотки, снова пьем чай с блинчиками и отчаливаем на автовокзал в Горно-Алтайск, где встречаем уже знакомого нам таксиста из Бийска (я не сомневался в том, что мы его еще встретим, но думал, что это произойдет в Бийске). Он был так рад нас снова увидеть, что сразу предложил довезти до Бийска всего за 1000 р.

- Дорого!
- 800!

Когда же мы встали в очередь в кассу за билетами на автобус, цена упала до 600 р. :) Но я ответил, что спешить нам некуда и мы все равно поедем на автобусе. После того, как мы купили билеты (по 105 р. с человека вместе с багажом), у таксиста настроение сразу упало, и он отстал.

Приехав в Бийск, я позвонил своему знакомому Василию, с которым мы сплавлялись по Бии в 2001 г. Он подъехал к нам на вокзал, пообщались. Потом загрузились в поезд и утром следующего дня прибыли домой.

Неожиданностей в походе было конечно много. И хотя Чарыш мы не прошли (надо сказать, речка очень интересная) и жаль потерянных вещей, но зато покатались на лошадях и полазали по скалам, чего и не планировали. Так что во всем можно найти свои плюсы. Но что поход получился интересным - это однозначно.