Байкал с юга на север
2011

Карта маршрута

Маршрут велопохода: Иркутск - Шелехов - Олха - Бол.Луг - Олхинское плато - пер.815 м - Маритуй - Кругобайкальская железная дорога (на поезде) - Порт Байкал - (на пароме) - Листвянка - Бол.Речка - Черемшанка - Ниж.Кочергат - пер.738 м - Мал.Голоустное - Куртун - Бугульдейка - Петрово - Еланцы - оз.Намиш-Нур - лет.Улан-Нур - МРС (Сахюрта) - Хужир - Харанцы - м.Хобой - Узуры - Хужир - (на моторке) - м.Ото-Хушун - пер.680 м - Зама - пер.1160 м - р.Прав.Иликта - Бол.Тарель - Бирюлька - Качуг - Верхоленск - Тутура - Чикан - Окунайский - Улькан - Кунерма - пер.Дабан - Гоуджекит - Северобайкальск.

Сроки активной части: 18 июля - 08 августа 2011 г. (22 ходовых дня).

Пройденное расстояние: 1237 км, из них:

Суммарный набор высоты: 14 110 м.

Категория сложности: 4.

Высотный профиль

ВелоПуть

На конкурсе "Путь-2011" поход занял третье место в номинации
"Лучшая организация и проведение похода"
(Класс "Велопоходы")

Примечания

День Дата Участок маршрута Км Характеристика участка Набор высоты Сброс высоты Высота ночевки
1 18 июля СТАРТ. Иркутск - Олха - Бол.Луг - Рассоха - р.Бол.Олха - скальник "Зеркала" - приток р.Бол.Олха 57,8 асфальт, грунтовка, лесная тропа 768 502 712
2 19 июля приток р.Бол.Олха - р.Бол.Половинная - р.Слюдянка - пер.815 м - Маритуй 38,3 лесная тропа, заросшая лесная грунтовка, лужи, броды, завалы 602 858 456
3 20 июля Полудневка.
Маритуй - (на поезде) - порт Байкал - (на пароме) - Листвянка - р.Ангара
15,1 асфальт, лесная грунтовка 115 112 459
4 21 июля р.Ангара - Бол.Речка - Черемшанка - р.Ниж.Кочергат 53,7 щебенка, лесная грунтовка, броды 548 461 546
5 22 июля Ниж.Кочергат - пер.738 м - Мал.Голоустное - р.Молька 75,2 щебенка, грунтовка 747 582 711
6 23 июля р.Молька - Куртун - Бугульдейка - р.Бирхи-Шибирь 54,9 грязная грунтовка, улучшенная грунтовка 619 693 637
7 24 июля р.Бирхи-Шибирь - Петрово - Еланцы - (полевыми дорогами) - МРС (Сахюрта) 77,2 щебенка, асфальт, грунтовки (полевые, каменистые) 1122 1303 456
8 25 июля МРС (Сахюрта) - Хужир - Харанцы 43,5 грязная грунтовка 638 614 480
9 26 июля Харанцы - Халгай - Песчаная - м.Хобой - Узуры  - Харанцы - Хужир 82,3 грунтовка 1370 1372 478
10 27 июля Хужир. Дневка. 0 - - - 478
11 28 июля Хужир - (на моторке) - м.Ото-Хушун - Зама - пер.1160 м - р.Прав.Иликта 45,8 сильнокаменистая грунтовка 1155 709 924
12 29 июля Долина р.Прав.Иликта 15,8 лесная тропа, бездорожье (кустарник, бурелом, болото) 248 348 824
13 30 июля Долина р.Прав.Иликта 20,9 лесная тропа, заросшая, заваленная, затопленная дорога, броды 63 194 693
14 31 июля Долина р.Прав.Иликта - перед Бол.Тарель.
Полудневка.
19,7 лесная дорога, броды, полевая грунтовка 25 98 620
15 1 августа Бол.Тарель - Бирюлька - Качуг - Шишкино 94,1 грунтовка, щебенка 682 813 489
16 2 августа Шишкино - Верхоленск - Петрово - Воробьево 89,4 пыльная щебенка 472 527 434
17 3 августа Воробьево - Тутура - Грехово - р.Тутура 64,5 пыльная щебенка 243 233 444
18 4 августа р.Тутура - р.Орлинга 88,4 трясучая щебенка 1393 1222 615
19 5 августа р.Орлинга - р.Ханда - р.Туколонь 91,6 трясучая щебенка 1143 1110 648
20 6 августа р.Туколонь - Окунайский - Улькан - р.Юхтея 100,3 щебенка, асфальт, песчано-каменистая дорога 963 1103 508
21 7 августа р.Юхтея - Кунерма - пер.Даван - Гоуджекит 73,9 песчано-каменистая дорога 896 735 669
22 8 августа Гоуджекит - Северобайкальск. ФИНИШ. 35,0 каменистая грунтовка, асфальт 298 477 490
    ВСЕГО 1237,4 км   14 110 м    

Живая карта и сообщения с маршрута на сайте MyRoad.info

Скачать GPS-трек и путевые точки маршрута

Скачать отчет для МКК (pdf, 8,4 МБ)

Маршрут охватывает наиболее интересные районы западного Прибайкалья, начинаясь в южной части Байкала и заканчиваясь в северной. В первой половине нитка маршрута проходит относительно недалеко от побережья Байкала, периодически выходя к нему, во второй половине - уходит далеко от Байкала, проходя по единственно возможной дороге в этих местах.

Стартовый участок Иркутск - Бол.Луг проходит по асфальту и не представляет большого интереса.

Участок Олхинского плато: станция Орленок - Маритуй представляет собой сильнопересеченную лесистую местность со плохими лесными дорогами и тропами. На плато много красивых скальников-останцев. Участок сложен для ориентирования.

Маритуй - Порт Байкал - участок Кругобайкальской железной дороги (КБЖД), интересный как с исторической точки зрения (дорога построена в начале прошлого века), так и с эстетической - живописное побережье Байкала, на дороге много красивых мостов и тоннелей. Тропа вдоль ж/д есть далеко не везде, большую часть пути приходится преодолевать пешком. Из-за отставания от графика мы проехали этот участок на поезде.

После паромной переправы через Ангару (Порт Байкал - Листвянка) - небольшой 12-километровый асфальтовый участок с оживленным движением: Листвянка - Бол.Речка.

Бол.Речка - Ниж.Кочергат - интересный лесной участок, проходящий по дороге с обилием луж, камней и бродов. В середине участка - перевал через водораздел рек Большая и Ниж.Кочергат. Есть возможность пройти от Листвянки до Большого Голоустного альтернативным путем - по тропе вдоль берега Байкала. Местами тропа проходит по узкой скальной полке и не вполне безопасна, однако велотуристами она уже проходилась.

Ниж.Кочергат - Малое Голоустное - щебеночная дорога со "стиральной доской", одним перевалом и умеренным авто-трафиком, не представляющая большого интереса.

Малое Голоустное - Куртун - Бугульдейка - лесная грунтовка по довольно пересеченной местности, практически без машин. Дорога используется мало, некоторые мосты смыты, но по их останкам пройти пока еще можно. Узкая долина реки Куртун очень красива.

Бугульдейка - Петрово - сильнопересеченное грунтово-щебеночное шоссе, машин мало.
Петрово - Еланцы - подъем от р.Анга - асфальтовое шоссе с оживленным движением.

От подъема от р.Анга до поселка МРС (Сахюрта) - участок Тажеранской степи, который мы прошли альтернативным путем, минуя основную трассу. Сильнопересеченный участок с красивыми видами холмистой степи и Байкала и полным отсутствием машин.

МРС - Хужир - м.Хобой - Узуры - Хужир - участок по острову Ольхон. Дороги в южной части острова - щебеночные, отвратительного качества, севернее Хужира - приятные грунтовки. Местность сильнопересеченная. Северная часть Ольхона привлекательна красивыми береговыми скалами (одни из самых красивых мест на Байкале), однако большое количество туристов портит все впечатление.

Дорога вдоль пролива Малое Море (участок м.Ото-Хушун - Зама) - трясучая каменистая грунтовка. Далее дорога переваливает через Байкальский хребет и заканчивается в верховьях реки Правая Иликта. Участок вдоль реки Правая Иликта - самый сложный на маршруте. Передвижение возможно только по тропам, которые часто теряются, передвижение без троп по зарослям кустарника отнимает очень много сил и нецелесообразно. Передвижение по руслу реки тоже проблематично из-за низкой температуры воды. Основная задача - не терять тропу и находить ее снова в случае потери. На участке около десятка бродов с одного берега Правой Иликты на другой, в сезон дождей они могут представлять сложность. Достоверных сведений о наличии альтернативной дороги вдоль реки Чанчур нет.

Бол.Тарель - Качуг - нормальная щебеночная дорога по среднепересеченной местности с небольшим авто-трафиком.
Качуг - Верхоленск - Тутура - поворот на Чикан - длинный участок пыльной противной песчаной щебенки вдоль реки Лена и ее притока - реки Чикан. После Тутуры автомобильное движение становится слабее.

От поворота на Чикан до поселка Окунайский на БАМе - автономный участок длиной 230 км, проходящий по сильнопересеченной местности. Дорога - от хорошей щебенки до трясучей каменистой грунтовки. Населенных пунктов нет, только газовые месторождения. Есть несильное автомобильное движение. Это ближайшая к Байкалу дорога на его западном побережье. Восточнее находится Байкало-Ленский заповедник, дорог там нет, максимум - тропы.

Заключительный участок Окунайский - Улькан - Кунерма - Северобайкальск - так называемый автоБАМ, проходящий вдоль железной дороги. Паршивая песчано-каменистая дорога компенсируется живописными видами природы и горячими источниками Гоуджекит. Участок интересен с исторической точки зрения - строительство БАМа.

Игорь Томас (Russian Killer), 1980 г.р., г.Новосибирск

Велосипед: самосбор на титановой раме от МТИ

Руководитель, штурман, медик, фотограф, автор отчета Игорь
Антон Дубро (Lotar), 1981 г.р., г.Томск

Велосипед: GT Avalanche 1.0

Механик Антон
Роман Михайлов (RaMa), 1980 г.р., г.Новосибирск

Велосипед: Jamis Cross Country 2.0

Завхоз Коля

В 9 часов утра прибываем в Иркутск поездом №78, точно по расписанию. Погода пасмурная, но дождя нет. На этом же поезде приехала еще одна велогруппа из пяти человек под руководством vanchester-а, которая направляется в сторону Ольхона другим путем. Антошка успел сгонять в парикмахерскую и постричься налысо. Что ж, в походных условиях это весьма удобно :)

0,0 км (446 м) - вокзал Иркутска. СТАРТ.
Выезд из города в сторону Шелехова - это просто капец: дорога узкая, разбитая, много машин, в том числе большегрузы, в низинах огромные лужи, и плюс ко всему этому идет ремонт дороги. На выезде из города заезжаем в магазин закупить продукты.
8,0 км - официально закончился Иркутск.
11,0 км - развилка, нам налево. Дорога стала лучше, здесь уже положили новый асфальт. Идут периодические спуски-подъемы.
15,3 км - мост через р.Олха, перед ним длинный спуск. За мостом справа от дороги - кафе "Прага", заехали пообедать для экономии времени, хотя оно и не очень дешевое.
17,1 км - отворот дороги влево на Олху, нам туда. Дорога довольно разбитая, зато машин стало намного меньше.
21,6 км - длинное село Олха, впереди стеной возвышаются горы. Едем вверх вдоль р.Олха, подъем почти незаметен. Справа от дороги проходит Транссиб.
Проезжаем село Бол.Луг, очень длинное, здесь закончился асфальт и пошла грунтовка с ямами и лужами.
47,1 км - справа от дороги - станция Орленок на Транссибе [Orlenok], развилка [Razv1]. Налево уходит плохая дорога, прямо - пешеходная тропа с табличкой "Олхинские скальники". Едем прямо и попадаем на узкий пешеходный мостик, перекинутый через р.Мал.Олха [M.Olha]. За мостиком на тропе много корней, мешающих ехать, но вскоре тропа снова соединяется с дорогой. Дорога здесь песчано-каменистая, путь по ней представляет собой слалом между лужами - довольно забавно, и хорошо что говен нет. Набор высоты стал заметнее, местами довольно круто.
48,6 км - бревенчатый мост через Бол.Олху, на правый берег.
51,5 км - развилка. Направо пошла дорога на скальник "Витязь", нам налево.
51,8 км - еще одна развилка, здесь нам направо. Дорога немного скачет вверх-вниз, отсюда открываются красивые виды на реку Бол.Олха, и вскоре дорога уходит от нее. Слева от дороги видим зимовья, сюда приезжают на УАЗиках, а направо пошла тропа на скальник "Витязь".
53,7 км - слева заброшенная горнолыжная трасса, на верху которой находится скальник "Зеркала" [Zerkala]. Здесь я предполагал затащиться на вершину "в лоб" по горнолыжке, полазить по скальнику, а потом спуститься на юг, туда должны идти тропы.
Начали лезть "в лоб" по левой стороне, однако скоро начался бурелом, и идти стало совсем тяжко. Разведка показала, что по правой стороне идет тропа, вышли на нее, и идти стало гораздо легче, да и подъем стал положе. Набрали ~150 метров высоты и дошли уже почти до скальника, как начался курумник. Пошли на скальник налегке, полазили, пофотались, отсюда открываются очень красивые виды на Олхинское плато. Однако, дальше четкой тропы не наблюдается, да и лезть с велами по этому курумнику будет проблематично, поэтому решили вернуться на тропу, по которой пришли. Она пошла вправо на спуск и мимо пустого зимовья вышла обратно на ту же дорогу. С водой напряги, у всех участников она уже кончается. Антон съездил вниз к людям спросить про дорогу, но с их слов как-то все сложно и неопределенно. Решили ехать дальше по этой дороге, а там будет видно.
56,9 км - направо отходит колея, и метров через 100 - ручей. Решаем встать здесь, прямо на колее, вряд ли кто-то надумает поехать здесь ночью. К вечеру вылез гнус, но не сильно много.
Сегодня нехило упахались, а ведь это еще только первый день похода. Завтрашний день тоже обещает быть интересным :)
Вечером вытащил впившегося клеща.

Ночевка на высоте 712 м [N01].

Утро солнечное. Продолжаем подъем по вчерашней дороге. Вскоре налево отходит дорога с указателем на скальник "Старуха", а дорога в прямом направлении вскоре превращается в тропу. Едем налево по направлению к "Старухе", дорога становится хуже и пересекает небольшое болотце.
Чтобы не таскать велы зря, идем пешком на разведку. Дорога быстро превратилась в тропу и примерно через километр вышла точно на трек, проложенный мной перед походом по спутниковым снимкам. Ура! Возвращаемся за велами и идем по этой тропе. Периодически дорогу преграждают лежащие поперек бревна, а в целом тропа вполне нормальная.

58,8 км - кривой перекресток троп [Perekrest2]. Встречаем пеших туристов, семейную пару. Говорят, на спуске много завалов. И вскоре они начались... аццкие буреломы, приходится заниматься велопоносом %)
61,8 км - наконец вышли на дорогу [Dor1], поехали по ней направо вниз, но через километр поняли, что едем не туда, эта дорога не идет к р.Бол.Половинная. Возвращаемся обратно, едем налево и через 700 метров выезжаем на нужную нам дорогу (62,5 км) [Dor2]. Лесная грунтовка с множеством луж, колеями, приходится показывать очень техничную езду :)
Попетляв по лесу, дорога спускается к бревенчатому мосту через р.Бол.Половинная (70,3 км). За мостом зимовье [Zim1], останавливаемся здесь на обед. От зимовья уходят дороги направо и налево. Едем по правой, т.к. она совпадает с запланированным треком. Начинается подъем на небольшой перевал.

72,8 км - мост на левый берег ручья, по долине которого поднимаемся.
79,2 км - развилка на спуске с перевала [Razv2], нам налево вниз. Спуск приводит к ручью Потайной (79,6 км) [Potaynoy]. Следом идет еще один перевал к р.Слюдянка (82,9 км) [Sludjanka]. Долина реки заболочена и заросла мхом. Сама речка неширокая (около метра), но глубокая. Чтобы не снимать рюкзаки, перетаскиваем велы через речку втроем.

Дальше колея идет по правому берегу около километра, а затем уходит ОЧЕНЬ круто вверх на очередной перевал, за которым нас уже ждет Байкал. На подъеме приходится покорячиться, местами закатываем велы вдвоем. Подъем состоит из трех этапов, разделенных небольшими спусками. Последний из них, собственно перевальный взлет, проходит по аццкой буреломной колее. Не представляю, как здесь можно ездить, хоть даже и на УАЗиках %)
86,5 км - вершина перевала (815 м) [Per1]. Теперь спуск к Байкалу.

Спускаемся уже в сумерках, начало спуска проходит по такой же буреломной дороге с нереальным уклоном, а затем начинаются говны, да такие, что будут хорошим испытанием даже для вездехода типа ГАЗ-66.
Потом дорога выходит в долину р.Угольная и идет вниз по левому берегу. Ехать невозможно - куча камней, бревен, ям. Уже темнеет, а мест для стоянки нет. Выезжаем в село Маритуй и не найдя ничего лучше, встаем прямо в селе на берегу Байкала возле красивого каменного ж/д моста (92,7 км).

Ночевка на высоте 456 м [N02].

За предыдущие два дня мы сильно уработались, поэтому сегодня поспали подольше, чтобы восстановить силы. А благодаря вчерашним плутаниям, мы отстали от графика примерно на полдня. Так что решаем подброситься до Порт Байкала на "Матане". Спросив у местных жителей, узнали, что "Матани" сегодня нет, зато в обед будет проходить экскурсионный поезд. Так что получилась полудневка.

Сначала была мысль добраться своим ходом до Половинной (это около 10 км) и там сесть на этот поезд (все равно он стоит там 1,5 часа). Вышли на железку и попробовали поехать вдоль нее.
93,6 км - станция Маритуй [Marituy], до нее вдоль рельсов идет тропа, которая за станцией заканчивается. По бокам от ж/д полотна - крупный щебень, ехать по нему затруднительно, а топать пешком не очень хочется. Так что решаем вернуться и сесть на поезд в Маритуе.

Поезд пришел в 14 часов, из него выгрузилось человек 40 (это только из одного вагона!) с сумками, коробками, баулами... куда они все направляются?..
Поезд представляет собой электричку, прицепленную к тепловозу. Несколько вагонов повышенной комфортности и один - как в обычной электричке, туда мы и погрузились. Взяли с нас по 70 р. с носа.
Пока поезд стоял 1,5 часа в Половинной, прогулялись по самому длинному туннелю на КБЖД (длина 779 м), построенному в начале ХХ века. Тем временем прошел дождь.

В Порт Байкал прибыли около 19 часов [Baikal], погрузились на паром через Ангару (стоимость - 46 р. + 65 р. за велосипед) и последним рейсом в 20:15 переправились в Листвянку - самый попсовый поселок на Байкале с московскими ценами. Выезжаем на дорогу в Иркутск (94,5 км), давно забытый асфальт. Дорога не очень приятная - всего 2 полосы, а машин здесь довольно много и ездят быстро. Отъезжаем от Листвянки и пытаемся найти съезд к берегу Ангары, это удается не сразу - везде какие-то строения, коттеджи. Наконец, перед самым поселком Бол.Речка находим съезд (106,2 км) и по заросшей лесной дороге через 1,3 км выезжаем к хорошей стоянке на берегу Ангары. Над рекой висит густой туман.

Ночевка на высоте 459 м [N03].

Утро солнечное, туман постепенно рассеивается. Выезжаем обратно на трассу и через 700 м сворачиваем с нее вправо на дорогу в Ниж.Кочергат (106,9 км). Нормальная щебенка, машин почти нет. Скорее всего дальше будет хуже, ожидаем что-то вроде зимника. Едем вверх по долине р.Большая.

112,5 км - справа от дороги строится деревянный дом [Dom1].
119,2 км - село Черемшанка [Cheremshanka]. Шлагбаум с табличкой "Прибайкальский национальный парк". Дорога становится каменистее и "интереснее".
120,6 км - брод р.Большая, на правый берег [Br1]. Простой, ниже колена, рюкзаки с велов не снимаем. Дальше луж на дороге становится больше.
122,3 км - развилка в селе Алатай [Razv3], нам прямо. Сначала по ошибке поехали налево, пришлось вернуться.
122,5 км - брод бокового притока (Алатай) [Br2], даже интереснее, чем сама речка. Дорога становится хуже, много камней и луж.
130,6 км - справа от дороги еще один кордон с собаками [Kordon]. Дорога совсем ухудшилась - заросшие колеи, грязь. Всю дорогу видим следы группы vanchester-а, прошедшей здесь незадолго до нас.

Встретили УАЗик с егерями, просили нас быть осторожнее с костром (это при том, что согласно расставленным табличкам, разведение костров строго запрещено :)).
Идут крутые подъемы по лесу на прижимы, затем 200-метровый участок прямо по руслу реки [Zatopl].
138,4 км - последний брод перед перевалом [Br4]. Перевальный взлет идет по лесу.
Спуск более крутой, чем подъем, в основном идет по лесу. Встречаются поваленные бревна, заросшие участки, лужи, грязь, приходится часто слезать с вела.
143,8 км - развилка [Razv4], перед ней - заболоченный участок. Прямо в горку вдоль ЛЭП идет щебеночная дорога, направо - лесная дорога, огибающая впереди стоящий холм. Едем по ней, т.к. в лесной тени ехать приятнее, на солнце сильно жарко. Идет почти непрерывный спуск, выходим в долину р.Ниж.Кочергат. Пешком проходим участок крупных камней, ехать по которым невозможно.
После соединения с "короткой" дорогой становится лучше, катимся быстро. Дорога здесь уже просохла.
148,7 км - строится домик [Dom2]. Дальше опять лужи, но все проезжаемо.
157,9 км - брод р.Ниж.Кочергат [Br5], на правый берег. Встаем здесь на стоянку. Вода холодная, но все равно моемся, стираемся.
Деревня уже близко. Вечером подъезжают два веллера налегке и интересуются, куда ведет эта дорога :))

Ночевка на высоте 546 м [N04].

Утром быстро доезжаем оставшийся километр до деревни Ниж.Кочергат. С удивлением видим шоссейника, тренирующегося на местном стадионе.
За деревней мост на левый берег р.Голоустная (160,2 км) [Goloust1]. Отсюда пошла щебенка.

163,4 км - развилка [Razv5]. Направо в Бол.Голоустное, а нам налево. Появился авто-трафик, машины сильно пылят. Дорога забирается на перевал вдоль руч.Сухой, с которого спускается по р.Илга. Подъем нормально проходится на передаче 1-2.
170,8 км - вершина перевала (738 м) [Per2]. После спуска дорога становится противной "стиральной доской" с камнями, ехать тяжко.
179,4 км - мост на правый берег р.Голоустная [Goloust2].
186,4 км - начинается село Мал.Голоустное, а направо пошла наша дорога в с.Куртун [Pov1]. Заезжаем в село, покупаем горячий хлеб (вкуснота!), пирожки, молоко.

Дорога в Куртун сейчас - типичная лесная грунтовка, даже без отсыпки. Помнится, в 2004 году, когда я здесь был в прошлый раз, она была получше. Причина вскоре становится понятна - разрушенный мост через р.Экорлик (187,3 км), который проходим по останкам моста. Дальше мы встретим еще и другие смытые мосты. Дорога, похоже, не поддерживается.
Заезжаем на знакомый отворот в долину р.Колесма Морская, обедаем, купаемся в р.Голоустная (прохладно, но терпимо). Рома обнаруживает впившегося клеща, вытаскиваем.

199,9 км - развилка. Налево в гору пошла накатанная дорога (судя по спутниковым снимкам, это альтернативная дорога в Куртун), а мы едем по знакомой дороге прямо и через 400 м подъезжаем к разрушенному мосту через р.Голоустная [Goloust3]. Основное полотно моста провалилось, осталось только два бревна, по которым и переходим реку.
Дальше дорога ухудшается - глубокие колеи, лужи. Сейчас все проезжаемо, хорошо что погода сухая, представляю, что здесь творится в дождь. Идет плавный подъем вдоль р.Голоустная.

210,2 км - целый мост через р.Голоустная, на правый берег [Goloust4]. Поднимаемся на водораздел рек Голоустная и Куртун, идет серия спусков-подъемов.
219,2 км - развилка [Razv6]. Направо ушла дорога в верховья Голоустной, нам налево.
После спуска с водораздела почему-то не обнаружили обозначенную на карте р.Хогот, едем до следующей р.Молька и встаем за ней слева от дороги на оборудованной стоянке - есть стол со скамейками и костровище (230,7 км).
Проехали два джипа - первые встреченные машины на этом участке дороги. Вечером пошел дождь... надеюсь, он не успеет сильно размочить дорогу, иначе завтра будет пипец...

Ночевка на высоте 711 м [N05].

Случилось то, чего и боялись - всю ночь шел дождь, утром еще продолжает моросить, все небо затянуто и просветов не предвидится. Хорошо, что спрятали вчера под тент сухих дров на завтрак.
Вышел на дорогу - пипец, все размокло, сплошные говны %) Подумал, что придется топать пешком...
Однако, попробовали поехать и поняли, что это вполне удается - грязь сильно не липнет к колесам. Нам сказочно повезло! Преодолеваем оставшиеся 10 км до Куртуна, маневрируя между лужами и колеями. Дождь продолжается.

241,3 км - Куртун. Деревня какая-то вымершая - на улицах никого, многие дома заброшены.
За деревней дорога входит в узкую долину р.Куртун и 8 раз переходит реку с одного берега на другой [Most1 - Most8]. Боялся, что мосты могут быть смыты, но все они оказались целыми. Дорога здесь уже сильно размокла - говны жесткие, однако удалось все проехать нормально (не считая традиционных капризов в говнах заднего переклюка на моем байке). Каньон весьма красив, но фотик мочить не хочется.

263,1 км - развилка [Razv7]. Дорога вышла в долину р.Бугульдейка, нам направо. Налетел ветер, временами он даже бывает попутным. Дорога стала лучше, правда местами встречается любимая "стиральная доска".
~271 км - Бугульдейка. Хотели пообедать в кафе, но его здесь не оказалось. Заехали в магазин, потом попросили у местных кипятка для чая, т.к. замерзли, а разводить горелку посреди деревни не очень хотелось. Неожиданно местная жительница Галина Владимировна позвала нас в дом и накормила полноценным обедом, за что ей огромное спасибо! Говорит, наша вторая группа проехала здесь сегодня в 11 утра. Значит мы сократили разрыв с 2 дней до полу-дня, поди завтра догоним :)

Следующую часть пути решили ехать по основной дороге на Еланцы вместо альтернативных грунтовок, т.к. состояние их сейчас не самое лучшее. Началась сильная пересеченка - подъемы-спуски идут один за другим, перепады высот по 100 м, идет общий набор высоты. Дорога - хорошая песчаная грунтовка, местами "стиральная доска", которая в целом не напрягает. Вокруг красивые виды поросших лесом гор.
285,6 км - р.Бирхи-Шибирь, встаем на стоянку у леса недалеко от речки, т.к. впереди подходящих мест не предвидится. Завтра по прогнозу солнце, будем надеяться.

Ночевка на высоте 637 м [N06].

Утром на небе и правда ни облачка, зато холодно.
До Таловки продолжается пересеченка, а после нее идет длинный пологий подъем и потом такой же спуск, очень приятный. Вокруг - живописные виды лесистых холмов.
298,1 км - с.Попово, начался асфальт, потом временно закончился (на 1 км) и начался снова. Порадовал метод ремонта дорог, применяемый местными дорожниками (см. фото ниже).
301,2 км - выезд на трассу Иркутск - МРС за селом Петрово [Trassa], здесь нам направо. Отличный длинный спуск по хорошему асфальту до самых Еланцов - просто летим.
В Еланцах поели в кафешке, залили бензин. За поселком асфальт становится хуже.
314,7 км - мост через р.Анга [Anga1]. За мостом начинается длинный подъем, авто-трафик здесь приличный, а дорога узкая. Напрягает.

318,8 км - сворачиваем с трассы вправо на грунтовую дорогу [Pov2]. Встречаем двух велотуристов - поляк и сопровождающий его чел из Братска, едут из бухты Ая на Ольхон.
Сразу же пошел крутой подъем, который проходим велопешком. После него офигительный спуск, и дальше дорога идет по холмистой Тажеранской степи, ехать приятно.
323,9 км - слева от дороги озеро Намиш-Нур ("С нами шнур", как прозвал его Рома) [Namish-Nur]. Озеро мелкое и не очень холодное, купаемся. Правда почему-то оно оказалось совсем не соленым, как утверждала карта. Едем по треку с гонки "Транс-Байкал", которая прошла здесь буквально за неделю до нас. Местами даже еще осталась разметка.
335,3 км - летник Улан-Нур [Ulan-Nur]. Купили у местных творог, сливки и молоко. Дороговато, но очень вкусно.
За летником начинается аццки длинный подъем с набором ~250 м высоты на очередной перевал. Вначале еще пытаемся ехать, но быстро переходим на пеший режим. С вершины открываются красивые виды на Тажеранскую степь и Байкал, а впереди уже виден Ольхон. Впереди появились деревья и скалы-останцы, виды стали живописнее.
Спуск сильно каменистый, затем дорога скачет вверх-вниз по горкам, довольно сложный участок.

Спуск к МРС просто офигительный, можно ехать 40 км/ч (кроме последнего участка со "стиральной доской"). Дорога снова выходит на основную трассу в МРС. Трасса здесь в ужасном состоянии - вся сплошь утыкана торчащими камнями. Параллельные дороги не лучше - сплошная "стиральная доска". Неужели так сложно хотя бы пару раз в год пройтись по дороге грейдером? Ведь это одно из самых популярных мест на Байкале, куда ездит в том числе много иностранцев.
359,2 км - паром на Ольхон, бесплатный [Parom]. Ходят два судна ("Дорожник" и "Ольхонские Ворота") с интервалом около получаса.
На той стороне путь начинается с подъема, дорога ничуть не лучше, чем на материке, а порой даже хуже.
362,8 км - встаем на стоянку на берегу залива слева от дороги, на узкой береговой полоске, спустившись с дороги по крутому склону. Места здесь ровно под одну палатку. Даже есть костровище и бревно на дрова.

Ночевка на высоте 456 м [N07].

Утром снова дождь, печально... Ведь тогда пропадает смысл ехать в северную часть острова - грунты размокнут, будут сплошные говны, и не пофотать нормально опять-таки...

Провалялись до 11 часов, я запросил прогноз погоды через сайт MyRoad, на завтра вроде обещают солнце. В 13 часов все-таки выдвинулись. Дорога по-прежнему паршивая - "стиральная доска", плюс теперь еще и говны. Хорошо, есть параллельные грунтовки, по ним ехать немного лучше. До Хужира есть пара больших подъемов, в которые заходим пешком (в сухую погоду может и заехали бы). До запланированного места стоянки (Узуры) мы такими темпами вряд ли успеем.

Антон предложил интересную мысль - не возвращаться обратно в МРС и не делать крюк вокруг Малого Моря, а переправиться из Хужира на моторке сразу в Заму, сэкономив таким образом 1,5 ходовых дня. А идея хорошая!

Доехав до Хужира, заехали на пристань и никого там не обнаружили - все в рейсах. Заехали в информационный центр, но там бурятская девушка была совсем не настроена с нами общаться и помогать, на нас ей было глубоко пофиг, она ждала богатых буратин с кучей бабла. Вообще Хужир произвел неприятное впечатление - еще один попсовый центр туризма, местные здесь сильно зажратые благодаря большому потоку иностранных туристов и ломят совершенно дикие цены.

В итоге нам все же удалось найти лодочника, который согласился нас переправить на моторке за 1000 р. с носа, договорились с ним о переправе на послезавтра. А завтра, если позволит погода, поедем в северную часть острова.

Отъезжаем за Хужир и встаем за поселком Харанцы на красивом высоком склоне над Байкалом, поросшем лиственницами (406,3 км). К вечеру погода проясняется, выглядывает солнце. Будем надеяться...

Ночевка на высоте 480 м [N08].

Погода вроде наладилась, едем в северную часть Ольхона смотреть на красоты. Выехали по дороге вдоль берега, идет неслабая пересеченка, грунты более-менее подсохли, можно нормально ехать. Деревня Песчаная оправдывает свое название - 2-километровый участок чистого песка, ехать очень сложно, идем велопешком. Встретили наконец группу vanchester-а, ребята возвращаются из Узур. Сегодня они планируют снять домик в Хужире, если получится, мы к ним присоединимся.

424,3 км - на очередном подъеме развилка - направо в Узуры, нам прямо. Достают УАЗики, которые возят туристов-матрасников на экскурсии, ездят толпами машин по 10 и реально мешают, т.к. дорога узкая и приходится их пропускать.
436,8 км - скала "Три Брата" (мыс Саган-Хушур) [Sagan]. Красивые береговые скалы с одиноко растущими лиственницами. Собственно, каждый мыс в северной части острова выглядит похожим образом. Вся северная часть Ольхона - сплошные спуски-подъемы.
441,8 км - начало тропы на мыс Хобой [Khoboy], северную оконечность острова. Толпы бродящих туристов издалека выглядят как мухи, облепившие... ладно, не буду :))
На сам мыс мы даже не пошли.
444,0 км - мыс Шунтэ-Левый [Shunte]. Думал, может хотя бы здесь будет меньше народу... ага, щаз! Поймать кадр, чтобы в него не попал никто из людей, просто невозможно. С тоской вспоминаю 2004 год, когда мы здесь были одни...

Готовим обед под деревом на горелке, не обращая внимания на этих "туристов". Потом едем в Узуры, до них большая часть пути - длинный приятный спуск.
~455 км - Узуры. Здесь уже тоже понастроили всякой туристической инфраструктуры, а было такое приятное местечко...

От Узур идет плавный подъем, и кольцо замыкается - мы снова выезжаем на уже знакомую дорогу.
Перед Хужиром позвонили нашим, оказалось, что домик они не стали снимать, т.к. дорого (400-500 р. с человека). Мы в итоге находим кемпинг на метеостанции в Хужире (200 р. за палатку), здесь можно хотя бы спокойно оставить вещи под присмотром и зарядить аккумуляторы. Идем ужинать в кафе и затаривать продукты на автономный участок маршрута. Созваниваемся насчет переправы на завтра.
Вечером опять пошел дождь. Достал!..

Ночевка на высоте 478 м [N09].

Поспать нормально не получилось - полночи лаяла собака, бродили какие-то люди...
Ночью шел дождь, а к утру поднялся сильный ветер. Байкал штормит, ни одно судно в море в такую погоду не выйдет. Продумываю запасные варианты, такие как заброска УАЗиком в Заму или даже изменение маршрута с объездом через Баяндай и подброской автобусом, чего конечно совсем не хотелось бы...

Водители УАЗиков как обычно ломят цены (~15 тыр. за машину), так что решаем подождать до завтра и если погоды по-прежнему не будет, тогда принимать решение. Получилась незапланированная дневка.

А сегодня отдыхаем, лазим по Скале-Шаманке (мыс Бурхан), самой известной достопримечательности Ольхона, паримся в бане. К вечеру волны вроде стали стихать, договариваемся с лодочником на завтрашнее утро.

Утро солнечное, море спокойное, ура! Едем на пристань, вскоре подъезжает наш лодочник Женя. Грузим велы с рюкзаками в моторку, потом лодку спускают на воду при помощи УАЗика, потом грузимся мы. Свободного места не остается вообще, а мне и водиле приходится ехать стоя. Экстрим тот еще - скорость 40 км/ч, лодка прыгает по волнам, холодный ветер в морду, зато прикольно :) Немного освоился, и стало даже получаться снимать на ходу.

Долетели за полчаса, высадились на мысе Ото-Хушун (488,6 км) [Oto-Hushun], отдали за переправу 3000 р. за всех. Всё, впереди самый сложный и автономный участок похода.

С галечного мыса выезжаем на дорогу, идущую вдоль берега (490,0 км) [Dor3]. Дорога сильно каменистая, с подъемами на прижимы и небольшими бродиками через ручьи. На берегу попадаются красивые галечные пляжи.
~ 503 км - дорога уходит влево в долину р.Зундук, обходя скалы на берегу.
505,7 км - деревянный мост через р.Зундук [Zunduk]. За мостом начинается подъем на мини-перевал с набором ~150 м высоты. Дорога каменистая, но в основном проезжаемая.
507,5 км - вершина перевала (680 м) [Per3]. Спуск такой же каменистый, но местами даже позволяет разогнаться.
511,9 км - развилка [Razv9]. Прямо - дорога в Заму, нам влево на перевал через Байкальский хребет. Подъем на перевал по такой же каменистой дороге с набором ~650 м. Начало подъема пологое, от высоты 600 м до 900 м подъем крутой, ехать невозможно, дальше снова становится положе. Хорошо, что погода сухая, иначе было бы тяжело. Вокруг сплошной лес, и Байкал совсем не видно :( На подъеме попался ручей (высота 830 м), остановились на нем на обед. Ближе к вершине перевала стали попадаться лужи во всю ширину дороги.

521,5 км - вершина перевала и возможно высшая точка всего похода (1160 м) [Per4]. Спуск такой же каменистый, отсюда открываются красивые виды на долину р.Прав.Иликта, вдоль которой нам предстоит прорываться следующие 3 дня. После выхода в долину на дороге опять появляются лужи.
532,0 км - за небольшим бродом развилка [Razv10] - направо вверх по притоку уходит дорога в направлении р.Чанчур, а нам налево. Долина притока перекопана, видимо добывали золото, вдали видна техника (похоже, нерабочая).
532,7 км - вправо отходит наша лесная дорога, прямо - вверх по левому притоку [Razv11].
533,8 км - наша дорога вышла к зимовью [Zim2] и закончилась. Дальше - сплошные ебеня и кусты карликовой березы. Тропы вроде бы есть, но часто теряются. В зимовье никого нет, ставим палатку неподалеку от него. Откручиваем педали от велов и готовимся к длительному велопоносу...
Вечером холодно, это самая высокая ночевка всего похода. Появился гнус, но не очень много.

Ночевка на высоте 924 м [N11].

Утро солнечное, а ночью была минусовая температура - на траве иней, а на тенте палатки лед. Сегодня первый день велопоносного участка. Сейчас мы идем с опережением графика на полдня, этот резерв нам пригодится. Находим тропу, идущую от зимовья через заросли карликовой березки выше человеческого роста, продираться с велами получается небыстро. За час проходим всего 1,5 км, негусто...

Движемся по правому берегу р.Правая Иликта, периодически бродим ручьи-притоки. Тропа то уходит в лес - это самые приятные и быстрые участки, то заходит в болото с кочкарником, и тогда начинаются мучения %)
Часть пути идем по старой дороге-просеке, заросшей деревцами и кустарником. Неожиданно обнаруживаем свежие следы движения машин (видимо джипов), причем в нашем направлении, забавно :) Это и сыграло с нами злую шутку - после очередного аццкого болота с высокими кочками мы ушли с тропы, пойдя по следу джипов, который вышел к реке и пропал, видимо машины поехали дальше по реке (а она холодная, сцуко!).

Идем разведывать в обе стороны от реки и находим тропу у самого подножия правого склона долины. Через бурелом выходим на тропу, по ней идти гораздо проще. Местами на деревьях оставлены засечки, обозначающие тропу, но несмотря на это, все равно периодически ее теряем и приходится искать заново.
544,0 км - вышли к зимовью [Zim3] с могилкой и надписью "Он пакостил по моим зимовьям". Видимо, это был медведь. Злые люди...

От зимовья пошла тропа направо вверх по долине ручья, как и обозначено на карте, и заросшая колея прямо вдоль Правой Иликты. Выбираем тропу (она более набита и не завалена бревнами, в отличие от колеи), она забирается на небольшой перевал (набор высоты около 200 м), затем снова спускается к Иликте. В конце дня подъем дается тяжело (особенно мне), еще и тучи комаров вокруг.

Через километр после спуска с прижима вышли еще к одному зимовью на пригорке (548,9 км) [Zim4], того же хозяина, что и предыдущее - какого-то майора спецназа. Тут и поставили палатку, неподалеку течет ручей. Надеемся, завтрашний день будет удачнее.

Ночевка на высоте 824 м [N12].

Утро пасмурное, собирается дождь. Выходим по вчерашней тропе, пересекаем ручей и спускаемся с пригорка. После выхода на старую заваленную колею тропа в очередной раз теряется. Проведя разведку, находим нормальную дорогу (!) чуть дальше. Выходим на нее напрямую через лес. Дорога удивительно хороша (относительно конечно) - упавшие бревна в основном спилены, скорость приятно увеличилась. Можно было повесить рюкзаки на велы и даже местами ехать, но мы еще не верим, что это будет долго.

552,1 км - начинается серия бродов [Br6 - Br8], дорога переходит Правую Иликту с одного берега на другой. Броды несложные, ниже колена, но вода холодная. Дорога местами заросшая, местами заходит в болото, а местами просто отличная. После обеда вешаем-таки рюкзаки на велы - так идти гораздо проще, да и спина отдыхает (ПИКовские рюкзаки все же не очень удобно носить, и это еще мягко сказано...). По обеим сторонам дороги сложнейшие препятствия в виде зарослей голубики и смородины (в основном черной), на преодоление которых уходит много времени :))

561,0 км - более глубокий (по сравнению с предыдущими) брод на правый берег Правой Иликты [Br9]. Река становится все мощнее, но пока все нормально проходимо. По дороге незадолго перед нами проехал "луноход" - так мы прозвали какой-то небольшой вездеход с узкой колеей, следы которого мы постоянно видим на дороге.
561,8 км - зимовье [Zim5]. Решаем-таки прикрутить педали, т.к. дорога стала часто позволять ехать. Тут же при попытке выправить петух (который успел немного погнуться в ебенях) я его сломал. Долго он продержался - целых 5 лет и 4,5 серьезных похода! Благо, запасной всегда с собой.
~567 км - Дорога вышла в поле [Pole], неподалеку слева стоит домик - зимовье Рассоха, обозначенное на карте. Тут к следам "лунохода" добавились еще и следы трактора. Это радует! Стало очевидно, что дальше дорога точно будет, только немного беспокоят предстоящие броды.
567,6 км - снова брод на левый берег [Br11], как и обозначено на карте.
569,4 км - встали на стоянку прямо у дороги, есть готовое костровище.
За весь день полноценного дождя так и не было, только чуть покапало. Надеемся завтра выйти из ебеней.

Ночевка на высоте 693 м [N13].

Под утро покапал слабый дождик, пасмурно.
Сразу после старта проходим затопленный участок дороги, глубина небольшая, но вода очень холодная.
Антон ломает петух (закон парных случаев!), похоже попала палка в переклюк. Ставим запасной, выпрямляем переклюк и цепь, настраиваем.

Дорога раздвоилась, трактор с "луноходом" поехали налево в поля (и мы туда же), видимо правую дорогу вдоль берега смыло.
572,6 км - брод р.Средняя Иликта, на левый берег [Sr.Ilikta]. По сложности примерно как последние броды через Правую Иликту - глубина по колено, вода холодная, сильное течение, ширина реки - метров 10. Рома умудрился на броде искупать вел, и бутылка с водой уплыла.
Здесь дорога потерялась, куда дальше ехать, непонятно. Антон идет на разведку и выясняет, что дорога переходит Правую Иликту (которая теперь стала в 2 раза больше) на правый берег, и вскоре после этого возвращается обратно на левый. Решаем лишний раз не бродить, а протащить этот участок по лесу. Местами буреломы, но есть тропа.
575,3 км - еще одно зимовье [Zim6].
579,8 км - последний брод р.Правая Иликта, на правый берег [Br12]. Ширина реки - метров 25, максимальная глубина во второй половине - до середины бедра, но течение здесь не такое сильное, проходим без проблем, я думал будет хуже.

Километра через 2 после брода дорога выходит в поля, тут покосы местных жителей. Стоит избушка, в ней дедуля, который почему-то не удивился нашему появлению.
Дальше дорога портится - сначала идут голые бревна (гать), потом дорога входит в лес и начинаются лужи с говнами. Ехать получается очень мало.

Речки Ангаракан, на которой мы планировали обед, не оказалось в наличии, едем дальше. Дорога снова выходит в поля и становится типичной полевой грунтовкой, едется хорошо, к тому же вышло солнце. Вокруг покосы, ездят трактора. Главные ебеня похода пройдены, ура!

589,1 км - съехали с дороги влево к Правой Иликте на перекус, да и решили остаться здесь на полудневку, ведь это как раз место нашей ночевки по графику (опережение на полдня мы сумели сохранить). После участка ебеней велам нужно обслуживание, одежде - стирка, а нам - отдых.
Отдыхаем, загораем, красота!

Ночевка на высоте 620 м [N14].

Ночью был дубак, с утра стоит густой туман. Это хорошо, значит день будет теплый. Правда, к моменту нашего выезда (9:40) он так и не рассеялся.
Едем по хорошей полевой грунтовке к селу Бол.Тарель, от нас разбегаются табуны лошадей, но почему-то не видно ни одной коровы. Туман постепенно начал рассеиваться.

594,3 км - Бол.Тарель. Проезжаем его насквозь и выезжаем на дорогу в Бирюльку, хорошая щебенка идет по лесу, почти без рельефа, машин тоже почти нет.
606,2 - мост через Иликту, на левый берег [Ilikta]. Река уже приняла в себя Левую Иликту и стала еще больше, здесь она разбивается на две протоки, и моста тоже два. Через 8 км она впадает в Лену, и вот мы уже едем вдоль великой сибирской реки, правда здесь она еще маленькая.
616,7 км - Мал.Тарель. Дорога делает петлю и выходит к мосту через Лену.
620,4 км - направо понтонный мост через Лену [Lena1], прямо тоже уходит дорога. Солнце уже жарит вовсю, на небе ни облачка.
622,4 км - Бирюлька, довольно крупное село, но кафешек нет. В селе асфальт. Берем в магазине перекус, отъезжаем за деревню и перекусываем в придорожном лесочке. Немного попаслись на земляничной полянке.
Идет подъем на небольшой перевал (634,6 км - вершина [Per5]), с которого классный длинный спуск.
646,6 км - р.Анга [Anga2]. Перед мостом в селе Мал.Голы начался асфальт, за мостом кончился и пошла мерзкая отсыпанная песчаная щебенка со "стиральной доской".
654,0 км - Качуг, райцентр, здесь тоже асфальт. Находим столовую [Stolovaya], обедаем. Здесь есть сотовая связь, отправляем СМСки о прохождении сложного участка. Затариваемся продуктами в магазине и продолжаем путь вдоль Лены. Правда дорога идет нифига не вдоль нее, а начинает скакать вверх-вниз по горкам, такая же мерзкая песчаная щебенка, плюс пылящие машины. Один плюс - красивые виды.

Перед Шишкиным снова пошел асфальт, а дорога наконец-то пошла ровно вдоль реки. Справа красивые красные скалы, здесь находятся Шишкинские писаницы - древние наскальные рисунки.
За Шишкиным асфальт кончается, мы встаем на стоянку на берегу Лены на зеленой полянке, а дорога снова уходит направо вверх. Здесь много мошки, достает. Купаемся в Лене.
Опережаем график на 36 км :)

Ночевка на высоте 489 м [N15].

Ночь снова холодная, и утро тоже, зато солнечно. День начинается с подъема - дорога обходит прижим по верху. Весь день едем по мерзкой песчаной щебенке, которая в основном идет вдоль Лены, рельефа очень мало, справа красивые красные склоны, поросшие деревьями. Проезжающие машины сильно пылят, благо их не очень много - примерно одна машина в 10 минут.

689,0 км - Верхоленск. Село древнее, основано в 1641 году. Есть даже своя церковь, и довольно большая. Но почему-то нет сотовой связи.
У Антона начала болеть нога (связки), видимо потянул где-то в ебенях.
В некоторых деревнях попадаются участки асфальта (Верхоленск, Петрово).

728,4 км - начался Жигаловский район.
В селе Петрово неожиданно обнаружили кафешку [Kafe], устроили второй обед :)
За Воробьевым находим съезд с дороги влево (769,2 км), который приводит к замечательному месту для стоянки на берегу Лены, правда здесь нет солнца и много мусора. Какие же люди свиньи...
Сохранили небольшое опережение графика (15 км).

Ночевка на высоте 434 м [N16].

С утра над рекой стоит туман, но солнечно.
770,9 км - мост через Лену, на левый берег [Lena2]. Новый, со столбами освещения. За километр до моста начался асфальт, новый, гладкий, и сразу за мостом закончился.

За мостом сворачиваем вправо на грунтовку вдоль Лены, а основная дорога идет в гору. Проезжаем село Пономарево, магазин закрыт. За селом снова выезжаем на трассу, но ненадолго - перед селом Игжиновка снова съезжаем вправо, а трасса идет по горкам в Жигалово.
791,5 км - понтонный мост через Лену, на правый берег [Lena3]. Есть сотовая связь, правда не очень устойчивая, видимо добивает из Жигалово. Теперь до самого БАМа связи не будет.

Дотариваемся в магазине в селе Тутура и выезжаем на дорогу, идущую вверх по долине р.Тутура. За селом асфальт кончается и снова идет песчаная щебенка, правда машин здесь уже меньше. Рельефа почти нет, идет плавный незаметный набор высоты.
816,2 км - р.Чингилей [Chingiley], чистая и холодная. Очень приятно освежится в жару.
822,6 км - развилка [Razv12]. Прямо пошла дорога в Чикан, нам налево на Магистральный.

Переезжаем мост через р.Тутура [Tutura] и начинается пологий подъем по лиственничному лесу, очень напоминает Колымскую трассу. Дорога - относительно нормальная щебенка, машин мало, но по-прежнему сильно пылят.
Планировали встать на стоянку на р.Сухая Бурунга, но подходящих мест не оказалось. А впереди - абсолютно сухой участок ~85 км, поэтому пришлось возвращаться 4 км назад до р.Тутура и вставать на ее берегу рядом с газопроводом. Место открытое, солнце жарит, в палатке душно, а в тени жрет мошка - просто капец. Хорошо хоть есть заросли смородины (красной и черной - в ассортименте) и прохладная река, хоть и с не очень чистой водой.

Вечером мошка исчезла, зато вылезли комары. У Антона нога не прошла, а на подъемах стала болеть сильнее. Решили попробовать завтра поймать машину и подброситься километров на 50, чтобы проскочить самый пересеченный участок.

Ночевка на высоте 444 м [N17].

День начинается с длинного подъема на хребет с набором высоты ~500 м. Дорога щебеночная, уклон приемлемый (~6%), едется хорошо, тем более с утра не жарко (но солнечно, значит днем будет пекло). После подъема дорога идет прямо по гребню хребта и постоянно скачет вверх-вниз, перепады высот по 50-100 метров. Машин не очень много, а в нашем направлении не получилось поймать ни одной, чтобы подбросить Антона (а заодно и остальных участников) - все грузовики идут груженые, лишних мест нет. Ездят и легковые - за ягодой. Вдоль дороги заросли черники, голубики, брусники (брусника правда еще не поспела).

Постепенно дорога становится хуже - много крупных камней, на спусках не разгонишься, а в подъемы приходится заходить пешком. Вокруг лес из лиственницы и пихты. На вершине одной из горок мы таки побили рекорд высоты этого похода (1175 м). Ехать сложно из-за жары и мошки со слепнями. После обеда подтянулись облака, стало немного полегче.

895,0 км - слева от дороги будка-КПП [Budka] и вдалеке видно газовое месторождение. Через 200 м наконец-то начинается спуск. Дорога такая же каменистая, сильно не разгонишься. Рома прозевал камень и пробил колесо.
Крутой спуск становится положе, когда дорога выходит в долину р.Нючакан, и дальше приходится вкручивать, т.к. из-за большого количества камней накатом ехать не получается.

911,5 км - перед мостом через р.Орлинга вправо уходит дорожка вдоль реки. Едем по ней и приезжаем на хорошее место для стоянки, а впереди виден чей-то особняк на другом берегу. Долина заболочена, были опасения, что место не найдется.

Ночевка на высоте 615 м [N18].

Ночь была, пожалуй, самой теплой за весь поход. Утром висит небольшой туман, который быстро рассеивается.
911,7 км - мост через р.Орлинга [Orlinga], на берегу которой мы ночевали. Немного пройдя вниз по Орлинге, дорога пошла вверх по долине р.Орлингская Нюча и стала совсем паршивой и каменистой, ползем 8-10 км/ч.
921,0 км - мост через р.Орлингская Нюча, на правый берег [O.Nyucha1].
927,4 км - мост через р.Орлингская Нюча, на левый берег [O.Nyucha2]. Дальше подъем становится круче, местами идем пешком из-за камней. 943,0 км - перевал 1019 м [Per6]. Дорога спускается к р.Хандинская Нюча, а потом переваливает в долину другого притока и спускается к р.Ханда. Спуск - просто подарок! Дорога - укатанная грунтовка, летим 35-40 км/ч, всегда бы так!
Под мостом через р.Ханда делаем обед. Есть немного мошки и слепней. Солнце снова жарит вовсю.

957,4 км - р.Ханда [Handa]. От реки снова подъем и дорога скачет вверх-вниз, постепенно поднимаясь на высоту ~1000 м. 974,0 км - вправо уходит второстепенная дорога в Карам [Karam]. Длинный спуск приводит к р.Харахикта, дорога здесь в основном паршивая, едем 15-20 км/ч, но местами можно и разогнаться.
1003,1 км - р.Туколонь [Tukolon], встаем на стоянку прямо под мостом, других подходящих мест не наблюдается. К вечеру погода начинает портиться, идут темные тучи. Как бы не было дождя...

Ночевка на высоте 648 м [N19].

Ночью дождь покапал совсем чуть-чуть, утром все небо затянуто и очень тепло. Впервые за весь поход тент палатки остался сухим даже изнутри!
На подъеме от р.Туколонь слева от дороги руины, судя по всему здесь была колония-поселение Гарбич (на это указывают таблички на дороге). Ехать по такой погоде - одно удовольствие, к тому же дорога стала лучше - мелкая укатанная щебенка, поехалось быстро. Дорога скачет вверх-вниз, но уклоны некрутые и спусков больше, чем подъемов - идет общее понижение.

1048,6 км - р.Тала [Tala].
К обеду мы уже в Окунайском (1055,8 км), начался асфальт. По дороге ни одного магазина нет.
1058,9 км - выезд на дорогу вдоль БАМа, через 200 м ж/д переезд [BAM1], а чуть дальше - мост через р.Киренга (1060,6 км) [Kirenga], устраиваем обед под мостом.
Дорога идет вдоль БАМа, нормальный асфальт, едется бодро (пока асфальт не кончился).
1074,6 км - Улькан. Дорога в поселок уходит вправо под ж/д путями.
1077,7 км - закончился асфальт и пошел крутой подъем в гору с набором ~150 м, затем спуск. Зачем было делать перевал на ровном месте, не совсем понятно...
1082,7 км - вершина перевала (550 м) [Per7]. На спуске дорога хреновая - куча камней, не разгонишься. Дальнейшая дорога - такая же хрень из камней, песка и "стиральной доски", худшую дорогу придумать сложно. Проезжающие машины пылят. Водилы говорят, такая дорога будет до самого Северобайкальска. Еще и достают какие-то дурацкие мушки, которые лезут в лицо, а попутный ветер позволяет им это делать даже на скорости 15 км/ч (а быстрее ехать не получается).
1103,4 км - р.Юхтея, за мостом встаем на стоянку между дорогой и ж/д полотном, место под палатку не очень ровное. Будем спать под веселое звуковое сопровождение :))

Ночевка на высоте 508 м [N20].

Всю ночь шел нехилый дождь и утром еще продолжается. Вокруг палатки - натуральное болото. Провалялись до 8:30 в надежде, что дождь закончится. Не закончился! Делать нечего, надо ехать. Приготовили завтрак на горелке и выдвинулись. Каменистая дорога хотя бы здесь оказалось полезной - говен нет, зато есть много луж. Более-менее нормально едем. Дорога идет с плавным набором высоты, и идущий вдоль нее БАМ тоже.

К обеду доезжаем до Кунермы, и здесь нас ждал небольшой облом - магазин оказался закрыт (сегодня воскресенье), а мы рассчитывали докупить в нем продуктов. Помогли местные жители, направившие нас к Светлане Юрьевне Бахаревой, бывшей главе администрации поселка. Она привела нас в здание администрации, где был некоторый запас продуктов, и мы смогли кое-чего докупить, а заодно пообедали и послушали рассказы о здешних краях. Светлана Юрьевна - очень грамотная и продвинутая женщина, знакома с компьютером, Интернетом и другими современными технологиями. К сожалению, поселок умирает - дома в ужасном состоянии, 2-этажный торговый центр, школа, детсад заброшены, электричество отключают по 3 часа в день. Хотя рядом стоит красивенький ухоженный ж/д вокзал, но это другое ведомство - РЖД, а поселок к нему не относится. В окрестностях поселка есть теплые озера, куда народ приезжает отдыхать и купаться, в лесах много ягоды, а окружают поселок живописные горы, только мы всего этого не видим, т.к.низкие облака скрыли от нас все красоты.

Попрощавшись с гостеприимной хозяйкой и оставив свои координаты для связи, едем дальше. После теплого обеда едется бодрее, а дорога стала более пересеченной и уклон стал круче (хотя до горок 18-го дня конечно еще далеко). Через 20 км начинается подъем на перевал Дабан (Даван) через Байкальский хребет - водораздел бассейнов Лены и Байкала, он же - граница Иркутской области и Бурятии. Подъем каменистый и довольно крутой. Думаю, на 1-1 заехать можно, но мне приходится заходить пешком - по традиции задний переклюк под нагрузкой опять клинит, и есть риск его сломать. На склонах видны остатки старой ветки железной дороги, которая шла через седловину перевала - экстремально однако, уклон неслабый и заметен невооруженным глазом. Сейчас здесь пробит Байкальский тоннель длиной около 6,7 км, а обход разобран.

1157,3 км - седловина перевала Дабан (994 м) [Daban]. На перевале и на большей части спуска грунт песчаный, сейчас после дождя дорога превратилась в кашу, в которой колеса вязнут. Даже на спуске приходится вкручивать (кроме совсем уж крутых участков). Дорога выходит к р.Гоуджекит и идет вдоль нее. Вокруг - красивые виды гор, а на подъеме на перевал даже были водопады, напоминающие Чулышманскую долину на Алтае.

1177,3 км - недалеко от станции Гоуджекит отворот вправо на одноименный термальный источник (стоит табличка - горячий источник "Солнечный"). Едем туда. Место в домике стоит 300 р. с человека, зато неподалеку можно бесплатно поставить палатку, так мы и сделали. Потом искупались в горячем источнике (температура 50оС, стоимость 100 руб. с человека) [Istochniki]. Рядом с нами обнаружился велосипедист из Братска с дочерью, пообщались.
Дождь все так же моросит, сцуко. Радует то, что завтра уже финиш, до города осталось всего 30 км.

Ночевка на высоте 669 м [N21].

Ночью, как ни странно, дождя не было, утром выглядывает солнце, хотя облаков еще много. Дорога за ночь подсохла, луж уже не так много, камней тоже, а песок влажный и плотный, едется довольно легко, несмотря на постоянные небольшие подъемы на пригорки. Идет общее понижение - едем вниз вдоль р.Гоуджекит.

1193,2 км - р.Тыя [Tya], которая уже приняла в себя воды рек Гоуджекит и Грамна, выглядит весьма солидно. После моста дорога пошла ровнее, но стало очень много камней, скорость снизилась.
1202,2 км - стоит знак "Северобайкальск", хотя до города еще километра 4. Отсюда начинается довольно крутой, но проходимый в седле подъем на небольшой перевал с набором ~150 м. Зачем он здесь, не совсем понятно, почему нельзя было пустить дорогу, как и ж/д - вдоль р.Тыя?..
1204,0 км - начался асфальт.
1205,3 км - вершина перевала (664 м) [Per8]. Отсюда идет головокружительный спуск в город, на спуске открывается красивый вид на город и побережье Байкала. На въезде в город стоит стела "Северобайкальск".

Едем до ж/д вокзала, по пути даже в городе умудряемся найти ебеня в виде огромной лужи, которую приходится обходить сбоку по бездорожью. Ну не можем мы без ебеней! :))
1211,3 км - вокзал Северобайкальска [Vokzal]. ФИНИШ!

Находим и снимаем недалеко от вокзала 2-комнатную квартиру за 1500 р. Полный цивил, есть все удобства и бытовая техника, правда отключили горячую воду. Идем на рынок, таримся едой, пивом, омулем к пиву. Цены на продукты здесь очень высокие, как живут люди?.. С пивом вообще все плохо - в основном полторашки, привезенные из того же Новосибирска, а разливное стоит 120-130 р. за литр. Зато омуль есть всякий - и холодного, и горячего копчения, и соленый, и вяленый, причем в 2-3 раза дешевле, чем в Хужире - местные здесь не развращены большим количеством туристов.
Вечером объедаемся-обпиваемся, отмечаем окончание похода. К тому же случилась радость - дали горячую воду, помылись, постирались, привели себя в человеческий вид. Теперь пассажиры поезда не будут от нас шарахаться :))

На следующий день погрузились в поезд №291 Северобайкальск - Новосибирск и после 2-х дней пути прибыли в родной Новосиб.

Маршрут достаточно сложен, для его успешного прохождения от участников требуется хорошая физическая форма, и помимо велосипедной подготовки очень желателен начальный пешеходный или горный опыт, поскольку маршрут содержит довольно много препятствий, характерных именно для пешего туризма - это многочисленные броды и таежные участки. Для страховки на бродах имеет смысл взять репшнур. Оптимальное время для прохождения - летние месяцы. На многих участках маршрута есть гнус (комар, мошка, слепень), для защиты от которого желательна непрокусываемая одежда (местами и накомарники будут не лишними), а для открытых частей тела - репелленты. Также следует быть готовым к встрече с дикими зверями, в том числе медведями.

Требования к велосипедам такие же, как и в любых других категорийных походах - надежность, хорошие тормоза и особенно способность выдерживать езду по плохим дорогам, а значит колеса, собранные на качественных компонентах, и крепкий багажник. Также важна грязезащита ходовой части велосипедов - в первую очередь это втулки, каретка, ролики заднего переключателя. Приспособленность к удобной переноске на плече будет большим плюсом на бродах. Для перевозки груза оптимален велорюкзак на багажник типа «штаны» с возможностью переноски на спине.

Все снаряжение должно иметь достаточную влагостойкость, т.к. вероятность дождей в районе похода довольно велика. Для палатки важна также ветроустойчивость и возможность установки на каменистой почве. Спальник должен иметь температуру комфорта порядка +5оС. Из одежды желательны непромокаемые куртки и ботинки. Для езды в теплую погоду и прохождения бродов очень удобны сандалии.

На протяжении почти всего маршрута достаточно дров для приготовления пищи на костре (есть отдельные участки без леса, однако при грамотном планировании движения это не представляет проблемы). Тем не менее, горелку взять желательно для подстраховки в случае мокрой погоды. Подойдет как газовая, так и жидкотопливная горелка.

Заброску в Иркутск можно осуществлять поездом или самолетом (в зависимости от места проживания), выброску из Северобайкальска - поездом по БАМу, либо катером по Байкалу в Иркутск и далее по пути заброски.

Продукты на маршруте можно закупить в любом более-менее крупном поселке, необходимо только планировать запас на автономные участки. Сотовая связь есть во всех крупных поселках и городах.

Бюджет похода (на 1 человека), в рублях

Поезд Новосибирск - Иркутск 2090
Поезд Северобайкальск - Новосибирск 2520
Электричка Маритуй - Порт Байкал 70
Паром Порт Байкал - Листвянка 111
Моторка через Малое Море 1000
Питание + мелкие расходы 3503
Баня в Хужире 183
Кемпинг в Хужире 133
Квартира в Северобайкальске 500
Всего 10 110 руб.

Поломки велосипедов

Игорь
- Сломал петух при попытке выправления (усталостное разрушение)
- 1 пробой колеса

Антон
- Сломал петух (попадание палки в переключатель)
- Сломались самодельные крепления крыльев

Рома
- Сломал флягодержатель
- 5 проколов/пробоев

Мы выражаем свою благодарность: