Алтай-2003

Схема маршрута

Маршрут велопохода: Бийск - Турочак - Артыбаш - оз. Телецкое (на катере) - Балыкча - Балыктуюль - Улаган - Акташ - Инегень - Тюнгур - пер.Кара-Тюрек (рад., пешком) - Усть-Кокса - Усть-Кан - Чёрный Ануй - Солонешное - Смоленское - Бийск.

Сроки активной части: 7-23 июля 2003 г. (17 ходовых дней).

Пройденное расстояние: 1077 км

Категория сложности: 4.

Примечания

День Дата Участок маршрута Км Характеристика участка
1 7 июля Бийск - р.Бехтемир 55 асфальт
2 8 июля р.Бехтемир - Озеро-Куреево 84 асфальт, каменистая грунтовка
3 9 июля Озеро-Куреево - Тулой 81 каменистая грунтовка, асфальт
4 10 июля Тулой - Артыбаш 40 асфальт
5 11 июля Артыбаш - р.Башкаус 37 каменистая грунтовка
6 12 июля р.Башкаус - пер.Кату-Ярык 54 каменистая грунтовка
7 13 июля пер.Кату-Ярык - Улаган 44 грунтовка, щебенка, немного асфальта
8 14 июля Улаган - оз.Узункель 33 асфальт, щебенка
9 15 июля оз.Узункель - р.Катунь 115 щебенка, асфальт
10 16 июля р.Катунь - 20 км до Тюнгура 50 щебенка, конная тропа
11 17 июля 20 км до Тюнгура - Кучерла 33 грунтовка
12 18 июля радиальный выход на пер.Кара-Тюрек ~40 пешком тропа
13 19 июля Кучерла - Ак-Коба 40 грунтовка
14 20 июля Ак-Коба - ферма Кырлыкская 126 грунтовка, асфальт
15 21 июля ферма Кырлыкская - р.Шинок 85 грунтовка
16 22 июля р.Шинок - Новотырышкино 150 грунтовка, асфальт
17 23 июля Новотырышкино - Бийск 50 бетонка, асфальт
    ВСЕГО 1077 км  

Пройденный маршрут интересен тем, что это своего рода алтайская "кругосветка": охватывает большинство районов Горного Алтая, различных по природе и рельефу. Как говорится, "все и сразу".

Первый участок Бийск - Турочак - Артыбаш достаточно прост. Первая треть пути проходит по равнине и не представляет особого интереса для велотуризма. Однако, этот участок был включен в маршрут намеренно, чтобы начать с более легкого и привыкнуть к нагрузкам. Дорога асфальтированная, за исключением участка от поворота на Солтон до Усть-Лебедя, где идет каменистая грунтовка. Хорошие места для стоянки на берегу Бии.

Через Телецкое озеро можно переправиться на катере, который ходит раз в неделю (в этом году - по пятницам) или на частных моторках в любое время, но значительно дороже. Пройти тропами по левому берегу озера пешком вроде бы возможно, но с велосипедами это будет весьма затруднительно. К тому же, само озеро очень красиво и имеет смысл посмотреть его именно с воды.

Долина Чулышмана, на мой взгляд, одно из красивейших мест Алтая. Правда, дорога довольно тяжелая - грунтовка с камнями разных размеров. Населенные пункты попадаются редко. Место для стоянки найти достаточно легко. Перевал Кату-Ярык - самый трудный на всем маршруте - 3,5 км крутого серпантина. Далее, до с.Балыктуюль дорога вполне нормальная, если не считать вторую ее половину, которая в дождь размокает и становится труднопроходимой.

На участке Улаган - Акташ второй по сложности перевал Улаганский. Дорога частично асфальтирована. Справа от дороги много красивых озер. От Акташа до Ини маршрут проходит вдоль р.Чуя по Чуйскому тракту с оживленным движением, асфальт, ехать легко.

Инегень - Тюнгур - самый сложный участок на маршруте. Когда-то давно существовала дорога, вырубленная в скале над Катунью. Со временем она обвалилась и теперь по ней можно пройти чуть дальше места впадения Аргута в Катунь. Далее идет конная тропа. Часть пути приходится проходить велопешком.

От Тюнгура вдоль р.Кучерла идет грунтовая дорога, ехать можно только первые 10 км. Далее - тропа, по которой можно совершить радиальный выход на перевал Кара-Тюрек, с которого видна самая высокая гора Алтая - Белуха (4506 м).

Участок Тюнгур - Усть-Кокса - Усть-Кан - Солонешное ничего сложного из себя не представляет, дорога частично асфальт, частично - вполне приличная грунтовка. Населенные пункты, где можно пополнить запасы продуктов, попадаются по несколько раз в день. Из Усть-Коксы уже ходят автобусы. Перевалы Громотуха, Кырлыкский, Келейский заметно проще пройденных ранее. От Черного Ануя идет дорога до с.Каракол. В том районе есть несколько интересных пещер - Музейная, Разбойничья и другие. На р.Шинок каскад из трех водопадов (высота 5, 15, 75 м). После Солонешного еще три несложных перевала, после чего дорога выходит на равнину и идет по ней до Бийска. Здесь место для стоянки найти уже трудно.

Как обычно, самым сложным делом в организации похода было собрать команду. Ленивый у нас народ :)

Игорь Томас (Russian Killer), 1980 г.р., г.Новосибирск

Велосипед ХВЗ "Турист". Колеса 28'' с покрышками от "Урала", система 51-40, трещотка 18-22-28, цепь Shimano HP, импортные тормозные колодки, оборудован передним и задним багажниками.

Руководитель, автор отчета Игорь
Василий Левин (далее по тексту "Вася"), 1982 г.р., г.Новосибирск

Велосипед "Старт-Шоссе" с ободами от "Спутника", покрышками от "Урала" и трещоткой от "Туриста". Система 51-40, трещотка 16-18-20-24, оборудован задним багажником.

Участник Вася
Андрей Башкатов, 1964 г.р., г.Новосибирск

Велосипед Scott Tour, двухподвес, навеска Shimano Deore, оборудован задним багажником.

Участник Андрей
Василий Елисеев (далее по тексту "Василий"), 1980 г.р., г.Бийск

Совершенно раздолбанный велосипед "Сура" (аналог "Урала"). Установлено 2 передних и 3 задних звезды, но... нет ни одного переключателя! Трещотка скрипит, каретка пищит. Ездить на таком байке - это экстрим, тем более в походы.

Сошел с маршрута в Акташе

Участник Василий

Ну, если точнее, то задействован был не целый день, а только вечер, и прошел он в целом без приключений, если не считать поездку с груженым байком в переполненной электричке (которая к тому же опоздала на 20 минут и прибыла за 15 минут до отправления поезда) и неприбытие на вокзал Андрея (хотя двумя часами ранее я ему позвонил и убедился, что все в порядке). Кстати, для того, чтобы провезти байки в поезде, потребовалось получить разрешение начальника поезда (эту важную миссию выполнили Васины родители) и снять передние колеса.

Дополнение от 2018 г.: никаких разрешений на провоз байков не требуется, достаточно просто соблюдать правила провоза (т.е. в разобранном и упакованном виде) и оплатить их провоз в кассе.

И вот, наконец, мы едем. В наших рядах пока только два человека (вместо трех). Будем надеяться, что с Василием из Бийска подобных приколов не будет :)

Позвонив Андрею, узнали, что он уже взял билет на завтра и будет догонять нас по дороге в Турочак. Это уже лучше!

8:15 На вокзале встречаемся с Василием, едем к нему домой, завтракаем, распределяем груз. Неожиданным оказалось то, что Манараговские велорюкзаки начали попадать в спицы. Пришлось их подвязывать веревкой.

11:00 Заезжаем купаться на Бию и начинаем путь в сторону Турочака. Дорога хорошая, асфальт, ехать легко. Правда жарко. Но сегодня день Ивана Купалы, и на выезде из Бийска нас пару раз обливают из ведер. Кайф! Позвонили Андрею (пока есть связь) и договорились, что завтра встанем на ночь возле Усть-Лебедя, чтобы он мог нас найти.

17:00 р.Бехтемир. Решаем в первый день много не ехать, а остановиться здесь. Вода в речке не теплая, а очень теплая. Правда, непонятно, чего в ней больше: воды или песка. По пути на стоянку Вася не смог проехать мимо красивейшей грязной лужи и завалился в нее вместе с байком.

* - показания моего механического велосчетчика (пока он не сломался)

Встаем в 6:00.
8:45 Выезд. Местность становится пересеченнее, больше спусков и подъемов. Вчера мы съели весь хлеб, поэтому хотели закупить его в Карабинке, но оказалось, что она находится в стороне от дороги. Решили не терять время и ехать до Сайдыпа. После отворота дороги на Солтон (по столбам 80 км от Бийска) асфальт начал быстро превращаться в каменистую грунтовку. Ровных участков становится все меньше, пока они, наконец, не исчезают совсем. Скорость сразу падает.

16:00 Сайдып. Набрали воды. Добрая местная жительница накормила нас совершенно бесплатно, да еще и дала много всякой еды в дорогу. Да, деревенское молоко, сметана, масло не идут ни в какое сравнение с тем, что продается в Н-ских магазинах. В деревне оказывается кризис перепроизводства молочной продукции - море всего, а девать некуда. А еще большая часть населения - бывшие зеки. Во дела!

На градуснике 33о в тени. Да уж, не холодно. К тому же достают слепни.

На выезде из Сайдыпа увидели едущего по дороге Андрея. Быстро он нас догнал, однако! Наконец-то мы все в сборе. Заезжаем купаться на Бию. Вскоре после Усть-Куюта начался асфальт, который закончился сразу за Озером-Куреевым. Хотели взять пива на вечер, но магазины в деревне были уже закрыты.

19:40 Встаем на ночевку километров через 5 на берегу Бии. Слепни достали !!!

Хотели встать в 6:00. Ага, щазз! Поднялись только в начале 9-го. Готовить ничего не стали, т.к. осталось достаточно хавки со вчерашнего дня.
Выезжаем в 10:30. Н-да, надо как-то сокращать время на сборы...

Дорога - все та же каменистая грунтовка. Машины ездят редко, но пылят...! Между Удаловкой и Усть-Лебедем полюбовались на скалу "Иконостас" с высеченным изображением Владимира Ильича. Перед Усть-Лебедем начался асфальт, который должен идти уже до Артыбаша. Лебедь, оказывается, довольно крупная речка.

15:30 Турочак. Посмотрели на водоворот "Кружало" на Бии, который я дважды проходил на байдарке. Позвонили домой, купили пельменей и пива на обед. Здесь, в Турочаке, есть мое любимое здание: аптечные товары и ритуальные услуги в одном месте. Просто нет слов!

После некоторого количества времени, потерянного на блуждание по лесу в поисках стоянки с тающими пельменями в рюкзаке, договорились с местным мужиком сварить их у него дома. Тут же во дворе их и съели. Заехали на местное озеро покупаться и выпить пива. Вода в озере коричневая какая-то, но прозрачная.
17:30 Едем дальше. Н-да, лучше было пиво оставить на вечер... :)

Солнце скрылось за тучами, стало не так жарко (а было сегодня 38о в тени!)

20:00 Встаем на ночевку на берегу Бии после деревни Тулой. Место замечательное, есть даже скамейка и столик. К нам приходят знакомиться местные коровы.

Василий долго не спал и сидел у костра. Он не мог уснуть, т.к. сегодня полнолуние. А под утро прошел нехилый дождик.

Сегодня халявный день, надо проехать всего 35 км до Артыбаша. Выезжаем в 11:00. Возле Усть-Пыжи посмотрели на Пыжинский порог на Бии, "вспомнили детство". По дороге на нас чуть-чуть покапал дождик. В Артыбаш приехали к 14:00. По километровым столбам 237 км от Бийска.

Только въехали на турбазу, тут же подходит местный "таксист" и предлагает везти нас до конца озера за 4000 р. Сказав, что подумаем, отправили Василия узнавать про катера. Он возвращается и сообщает, что через 30 мин. уходит катер (последний на сегодня) и готов нас взять по 200 р. с человека. Обрадовавшись, быстро закупаем продукты на 3 дня и мчимся на пристань. Облом! Оказывается, катер идет только до водопада Корбу. Но мужик - рулевой сказал, что пойдет до Кырсая завтра утром, возьмет нас по 250 р. с носа и велел подходить к 9-ти часам. Что ж, едем искать стоянку.

За турбазой большая поляна со скамейками, столиками, туалетом, нарубленными дровами и кучей матрасников, которых к вечеру стало еще больше. Располагаемся, пьем пиво, отмечаем дни рождения (сегодня у Андрея, завтра у Василия), отдыхаем, морально разлагаемся. Потом съездили с Васей в Иогач налегке. Какой кайф ехать без груза!

Делаем ТО и необходимый ремонт байкам. Особенно ремонт необходим байку Василия, который при езде издает такие замечательные звуки! Меняем тормозной тросик, вал каретки (старый был такой причудливой формы, что я вообще не понимаю, как он таким мог стать), выкидываем из подшипников раздолбанные сепараторы и добавляем шариков, смазываем все это. Именно здесь родилось понятие "манд*байк" (пародия на mountain bike), которое в дальнейшем стало применяться ко всем подобным велосипедам.

Вечером приходит тётя и хочет взять с нас мзду за стоянку (по 20 р. с рыла). Оказывается, стоянки здесь платные. Василий начал ей заяснять, что мы не знали, что здесь места платные (мы не видели, чтобы это было написано), у нас тут велопоход 5-й категории сложности, нас благословил сам Виктор Васин из Бийска ("Как? Разве вы его не знаете?!") и вообще, "Представьте себе, что значит ехать весь день с грузом по 30-градусной жаре!". Как ни странно, тётя отстала, сказав лишь, чтобы мы тут не мусорили и не кидали банки в костер. Ведь бывает же такое!

Легли спать в 22:00, поставив будильники на 6:30. Ночью прошел хороший дождь.

6:30 Вставать по облому, льет небольшой дождь, но надо. На озере сплошной туман. Подъезжаем к пристани в 8:30. Грузимся на катер вместе с пешей группой с турбазы из 16 человек.

Отплываем в 9:50. Бр-р-р! Ветер холодный! Постепенно погода улучшается, даже солнце выглядывает. Заходим на водопад Корбу. Посещение в этом году стоит уже 30 р. Здесь Василий снова проявляет чудеса межличностного общения и убалтывает мужика пустить нас бесплатно. Ну что бы мы без него делали! Сфотографировавшись на фоне водопада, перешли реку и поднялись наверх, хотя это строго запрещено. Когда поплыли дальше, снова пошел дождь. Короче, погода в лучших традициях Телецкого озера. Однако, я здесь уже третий раз...

14:45 Мы уже на месте, на южном побережье озера, мыс Кырсай. Взяли с нас за переправу по 250 р. с человека, дешевле не придумаешь. Алтайцы тут же стали предлагать покатать нас на лошадях. Всё, пути назад больше нет, теперь только вперед!

Начинаем путь по красивейшей долине Чулышмана. Дорога, правда, не совсем радует - каменистая грунтовка, трясет хорошо! Много луж после дождя. Проезжаем Балыкчу, оказывается это довольно крупная деревня, много скота.

Надо сказать, мы были наслышаны о крутых нравах местного населения (к тому же обычно нетрезвого) и поэтому старались избегать лишних встреч с ним и не задерживаться в алтайских деревнях. И тут, конечно, сработал известный закон подлости и прямо посреди Балыкчи у меня отвинчивается гайка, крепящая переднее крыло. К счастью, остановка была недолгой и не имела каких-либо последствий.

Дорога хоть и тяжелая, но спуски и подъемы попадаются редко. Переезжаем Башкаус по мосту, километров через 5 переправляемся через небольшую протоку Чулышмана и встаем на ночевку на острове.

19:00 Дождь уже достал! Мешает писать походную книгу.

Выезжаем в 11:00. По дороге в сторону Балыкчи проезжает несколько УАЗиков с алтайцами. Проезжаем поселок Коо, переезжаем вброд несколько ручьев. Нас обгоняют двое местных пацанов, едут на рыбалку.

Места проезжаем очень красивые. Останавливаемся, лазаем по скалам, фотографируем. После впадения Чульчи на Чулышмане наконец-то начинаются пороги, есть на что посмотреть. Все портит только плохая дорога, смотреть по сторонам во время движения получается плохо. Погода нежаркая, пасмурно, иногда моросит дождь. Доезжаем до подвесного моста через Чулышман. Здесь встречаем рыбаков на джипе. На всякий случай уточняем дорогу. Километра через 3 начинается подъем на перевал Кату-Ярык.

18:00 Начали подъем. Это довольно сложный серпантин, ехать практически невозможно, длится 3,5 км. Навстречу с перевала спускается грузовой ЗИЛ с такой же скоростью, с какой мы забираемся наверх. Мужики искали какую-то сломавшуюся Волгу.

Залезли на перевал за 1,5 часа. После перевала подъем продолжается, но уже легче, местами можно ехать. Хотим сегодня доехать до зимовья Батуринская Будка.

В итоге самого зимовья мы не нашли, встали недалеко от ручья, на котором оно должно было быть.

21:00 На стоянке нас опять стал поливать дождь. Блин, ну сколько уже можно?!

С утра снова идет дождь. Сегодня мы совсем обленились, выезжаем только в 12:30. Еще около 8 км дорога продолжает идти вверх. Местами едем, местами катим велики рядом. Стоит густой туман, видимость метров 20.

Наконец, начинается спуск. Моросит дождь. Нас догоняет ЗИЛ, который мы вчера видели на перевале. Мужики нашли сломавшуюся Волгу, загрузили ее в кузов и едут обратно.

Спустя некоторое время навстречу едет Урал с 4-мя алтайцами. Мужики, впрочем, были настроены довольно доброжелательно, пришлось с ними выпить по стопочке водки. Один просил у меня веревку, на которой мы хотим спускаться в пещеру. Василий здесь снова проявил свои способности и вскоре мы разъехались каждый в свою сторону.

Дальше каменистая грунтовка превращается в глинистую, размокшую от дождя и очень скользкую. Ехать трудно, каждый по разу падаем с байков в грязь. Грязь забивает все что только можно: промежутки между колесами и крыльями, тормозные колодки, переключатели, звездочки, цепь, в общем полный кайф! У меня отламывается крепление заднего крыла и оно начинает шоркать по покрышке. Подвязываю проволокой. Встречаем легковушку, везущую в прицепе лодку в сторону Телецкого. Экстремальные матрасники, однако! Несколько раз попадаются алтайцы на лошадях. Перед Балыктуюлем длинный спуск, дорога снова каменистая, поэтому проходим легко. До Улагана осталось километров 15.

С середины дороги начался асфальт. Здесь у меня рвется тросик заднего переключателя и до Улагана я еду на одной скорости.

19:00 Въезжаем в Улаган. Здесь мы планируем остановиться у знакомой девушки, которая работает в заповеднике. Не сразу находим нужный двор. Оказалось, на месте её нет, но тем не менее нас приняли очень даже хорошо. Поели, попарились в бане и завалились спать в шестиугольной алтайской избе - аиле.

** - сегодня у меня сломался счетчик, поэтому начиная с этого дня, используем данные с велокомпьютера Андрея.

Встали в 10:00. Чистим байки от грязи, делаем необходимый ремонт и ТО. Едем в центр за продуктами, завтракаем.

Отъезжаем в 14:30. Дорога асфальтовая, постепенно начинает идти вверх - это начинается подъем на Улаганский перевал (2080 м). Погода похоже налаживается, светит солнце. Переезжаем р.Кубадру, речка небольшая, но впечатляет. Ближе к перевалу асфальт местами недоделан, а после перевала его нет вообще. На перевале встретили новосибирцев на девятке. Вид отсюда красивый.

Вскоре после начала спуска справа видим озеро Узункёль. Здесь встречаем еще одних новосибирцев. Решаем искать место для стоянки.

19:00 Встаем слева от дороги в кедровом лесу. Ночью прохладно, бр-р-р-р!

Утро было солнечным и ничего не предвещало беды. Фотографирую деревянного алтайского идола.

10:30 Выезд. Дорога халявная, постоянный спуск, хоть и грунтовый. Местами есть асфальт. Виды очень живописные, справа попадаются озера. Проезжаем, как мы думали, Красные Ворота. На самом деле, они будут дальше.

И вот, где-то за 10 км до Акташа на одном из каменистых спусков у Василия велосипед теряет управление, тот совершает красивый полет, приземляется на камушки, байк сверху. Итог: у Василия многочисленные ранения и ссадины (хорошо хоть переломов нет), у его байка - пробитое переднее колесо, покореженный обод и полное отсутствие тормозов. После перевязки ран Василий решает выбираться автостопом до Бийска и ловит КамАЗ. Я помогаю ему погрузить вел в кузов и еду вместе с ним. С остальными договорились встретиться в Акташе. Эх, какой кайф ехать в кузове грузовика! К сожалению, те самые Красные Ворота мне пришлось наблюдать именно отсюда и я толком не успел их сфотать. Вылазим в Акташе, вскоре подъезжают Вася и Андрей. Затариваемся продуктами в местном магазине. Здесь мы прощаемся с Василием и продолжаем путь втроем. Жаль, что в пещеру Музейную теперь слазить не удастся.

13:40 Выезжаем на Чуйский тракт. Дорога хорошая, асфальт, почти все время вниз. В общем, халява. После Чибита дорога выходит к Чуе. Видно сразу, что река серьезная. Вода мутная. После впадения правого притока Айгулак останавливаемся посмотреть порог "Бегемот": очень мощно, впечатляет! В Белом Боме съедаем по пирожку и набираем воды. Незадолго до впадения Чуи в Катунь на ней есть порог "Турклуб Горизонт". Вот сюда бы я точно не сунулся!

После слияния Чуи с Катунью ищем дорогу налево. На другой стороне дороги стоит указатель "Инегень 22 км" (мне что-то кажется многовато). Сворачиваем, дорога спускается к подвесному мосту через Катунь. Переезжаем и встаем на ночевку на берегу Катуни напротив места впадения Чуи (21:00). Комаров здесь нет, класс!

Выезжаем в 10:10, прогресс! Сегодня нам предстоит пройти самый сложный участок маршрута. Едем вверх по течению Катуни. Дорога каменистая, поднимается вверх. Далее наблюдаем развилку: одна дорога идет направо, другая налево. Выбираем правую и метров через 500 подъезжаем к началу ну очень крутого даунхилла. Решив, что спуск здесь займет слишком много времени (т.к. спускаться придется пешком), возвращаемся и едем по левой дороге. Там оказался вполне нормальный спуск, который вывел нас к совхозу Ининский. Здесь у Васи ломается стойка багажника. Подвязываем веревкой и едем дальше. Еще километра 3, и мы в Инегене. Интересная картина "Утро в алтайской деревне": ходят только женщины и дети, мужики валяются пьяные, причем прямо на улице.

После Инегеня дорога идет по полям, то вверх, то вниз. Тут мы снова совершаем промашку и едем не по той дороге. Поняли мы это лишь когда поднялись на значительную высоту, где дорога потерялась. Зато отсюда мы увидели правильную дорогу, идущую внизу. И снова крутой даунхилл, на котором я дважды чуть не слетел с вела. Выехали на нужную дорогу, она постепенно превратилась в тропу и пошла по скальной полке над Катунью. Местами едем, местами катим велики. Доезжаем до впадения Аргута. Очень красивое место: в Катуни вода бирюзового цвета, почти прозрачная, в Аргуте - грязно-серая, мутная. Еще некоторое расстояние эти две струи текут не смешиваясь. Здесь встретили группу из трех человек на байках. Едут они из Усть-Каменогорска, уже взяли 11 перевалов, а сами из Кемерово. Во дела!

Идем дальше (т.к. ехать здесь невозможно). Попадается еще одна группа на байках: мужик и четверо девушек из Риги. Тропа выходит на большую поляну. Здесь мы видим каменную бабу - алтайского идола и неподалеку лошадиный череп на столбе (кто-нибудь знает что это?). Начинается крутой подъем на гору по той же узкой тропе. Встречаем какую-то коммерческую группу: все на одинаковых байках RockMachine, налегке. Идут, балдеют.

Тропа уходит от Катуни, после подъема начинается спуск, который выводит нас к р.Казнахта. Делаем перекус, переходим речку по бревнам и решаем, куда пойдем дальше, т.к. тропа здесь теряется. Прём напролом в направлении, которое нам кажется правильным: огибая справа впереди стоящий холм. Находим какую-то тропу, поднимаемся на этот холм справа (тяжеловато, однако). Нападаем на красную смородину, витамины нам нужны. Еще немного блужданий по лесу, и мы снова выходим на нужную тропу, которая идет по склону высоко над Катунью. Внизу шумит Аккемский Прорыв - каскад сложных порогов верхней Катуни, но отсюда его, к сожалению, не видно. Постепенно начинается спуск, после которого уже можно ехать. Тропа превращается обратно в дорогу. Прошли!

20:00 Увидев хорошее место для стоянки слева от дороги на берегу Катуни, решаем дальше не ехать и остановиться здесь. Вечером нас немного попугал слабенький дождик.

Сегодня встаем пораньше. В 9:10 выезжаем и в 10:30 мы уже в Тюнгуре. Закупаем продукты и переправляемся по подвесному мосту на правый берег Катуни. Дорога идет через село Кучерла. Здесь и дальше обгоняем много пеших туристов. За селом переезжаем по мосту р.Кучерла и двигаемся вверх по ее течению. Километров через 6 приезжаем на большую поляну, на которой стоит много народу. Встаем сразу за ними на берегу Кучерлы, т.к. дальше дороги нет, только тропа, ехать по которой проблематично. Река производит впечатление: быстрая, мощная, шум от нее стоит неслабый.

12:30 Андрей отправляется на перевал Кара-Тюрек в одиночку. Мы с Васей пойдем завтра, а сегодня у нас дневка - чистим, ремонтируем велики, отдыхаем.

Андрей возвращается около 22:00. Он уже успел слазить на перевал. Монстр!

Ночью холодно, еще и дождь прошел. Однако, это не помешало каким-то уродам скрутить переднее колесо с байка Андрея. Ну вот и приехали!

Встаем в 7:30, завтракаем. В 8:50 отправляемся с Васей на Кара-Тюрек. В распоряжении у нас около 12 часов, надеюсь успеем.

Тропа идет по долине Кучерлы, то вверх, то вниз. Навстречу попадается куча пеших туристов, еще несколько групп стоят на стоянках вдоль тропы. Километра через 1,5 после р.Куйлю (правый приток Кучерлы) видим скалу с древними наскальными рисунками. Рядом оборудован стол со скамейками под навесом и даже туалет. Все цивильно!

Примерно к 12:30 доходим до развилки: одна тропа идет дальше, вверх по течению Кучерлы к Кучерлинскому озеру, другая поднимается вверх на Кара-Тюрек. На развилке стоит стол со скамейками. Нам влево на подъем. Начало подъема довольно крутое, справа внизу слышен шум реки Текелюшки (правый приток Кучерлы). Затем тропа пересекает Текелюшку, идет по лесу, уже не так круто. Постепенно лес заканчивается, начинаются камни, поросшие кустарником. Потом остается только редкая трава.

Залазим на вершину, думали это уже перевал, а нет: дальше идет тропа еще выше. К сожалению, по времени мы ограничены (уже 15:00), но и отсюда тоже прекрасный вид. Решаем дальше не идти, делаем панорамную фотографию и начинаем спускаться. К этому времени солнце уже скрылось, ветер холодный, на нас идут дождевые тучи. И вот, на последней трети спуска нас начал поливать дождь. А до лагеря-то далеко! В общем, промокли мы хорошо, в кроссовках хлюпает вода, полный кайф! Когда проходили мимо стоянки туристов из Алма-Аты (человек 10), те пожалели нас, мокрых, и дали нам по стопочке водки и жареных грибов на закуску. Класс! Теперь можно и дальше идти.

На стоянку пришли в 20:30. Здесь Андрей уже приготовил горячий ужин. Похоже, жизнь налаживается :) Андрей нам рассказал, что днем ходил в соседний лагерь, там разговаривал с какими-то местными ребятами, и те обещали помочь ему в поисках похищенного колеса. Что ж, будем надеяться, а пока решаем остаться здесь еще на один день.

Вставать не торопимся, спешить нам некуда, еще и дождь капает. Едем с Васей в Тюнгур звонить и закупать продукты. В деревне связи нет. Узнаем у местных насчет автобусов в сторону Бийска (для Андрея). Оказывается, регулярных рейсов нет. Заезжаем на турбазу "Высотник". Здесь связь есть, позвонили домой. Узнали насчет машины в Бийск. Возвращаемся в лагерь, строим планы на завтра. Тут приходит местный алтаец и... возвращает похищенное колесо! Оказывается, его спер один местный пацан. Решаем ехать.

18:00 Выдвигаемся в сторону Усть-Коксы. Дорога - хорошо укатанная грунтовка, сдобренная свежим коровьим навозом. Местами дует дикий встречный ветер. Проезжаем Катанду, встаем на ночь после деревни Ак-Коба на берегу Катуни (20:40).

Выезжаем в 10:10. Погода весь день пасмурная, но дождя нет. После поворота на деревню с замечательным названием Полеводка начался асфальт. Дорога идет по Уймонской степи, ехать легко.

12:00 Усть-Кокса. Закупаем продукты, на АЗС заправляемся маслом для цепи. Местные пацаны на великах заинтересованно смотрят на нас и провожают до конца деревни. Сразу за Усть-Коксой закончился асфальт. Берем перевал Громотуха, он оказался полной халявой - два подъемчика метров по 300 длиной. Асфальт то есть, то нет, но дорожные работы идут, и его становится больше.

Абай. Дорога снова идет по степи, окруженной горами. Перед селом Сугаш начался длинный тягун - это подъем на перевал Кырлыкский (1471 м). Такой подъем длится около 15 км, перед вершиной перевала становится круче. Дорога - грунтовка. Спуск с перевала - все наоборот: первые 2 км крутой, потом еще 10 км пологий.

19:30 Становимся на ночь перед фермой Кырлыкской в хвойном лесу возле ручья. Ночью был дубак.

Выехали в 10:30. На небе ни тучки, красота! Дорога - хорошо укатанная грунтовка, идет преимущественно вниз, едем быстро. В Кырлыке нам в очередной раз преграждают путь коровы. За 10 км до Усть-Кана начинается асфальт. В Усть-Кане встречаем нашего коллегу - мужика на "Туристе". Он едет из Бийска в Туекту. Расспросили его немного про дорогу. Через 3 км после Усть-Кана развилка: нам налево, в сторону Чёрного Ануя. В Яконуре заканчивается асфальт. Теперь мы увидим его только в Солонешном.

Вскоре начинается подъем на перевал Келейский (1313 м). Это последний перевал на нашем пути и он достаточно простой - пологий подъем всего 2 км длиной. Дальше дорога - сплошной спуск, пролетаем деревню Усть-Мута и вот мы в Чёрном Ануе. Здесь заканчивается Республика Алтай и мы въезжаем в Алтайский край. Такое впечатление, что все наоборот - начались горы. Километров через 5 заходим посмотреть Денисову пещеру, расположенную справа от дороги. Она совсем небольшая, здесь археологи из разных мест ведут раскопки.

Чуть дальше, после моста через р.Ануй сворачиваем влево, к реке Шинок. Здесь мы хотим сходить посмотреть на каскад из трех водопадов. Дорога плохая, постоянно пересекает реку туда-сюда. Решаем дальше идти пешком. Андрей остается с великами, мы с Васей идем вверх по Шинку. Перешли реку еще раз 20, прежде чем вышли на нормальную дорогу. Вот по ней-то и надо было ехать! Но на нее нужно сворачивать чуть дальше, а мы не знали. Вдоль дороги - заросли интересной такой травки :)) (см. фотку). Через 1,5 часа доходим до какой-то турбазы. Нам говорят, что сходить на водопады туда-обратно займет около 3-х часов, а уже 19:00. Решаем отложить это на завтра и возвращаемся обратно. Легко идти по хорошей дороге, проходим нужный поворот и в результате приходится продираться напрямик через заросли крапивы, теряем еще полчаса.

Была мысль доехать по той хорошей (но все равно довольно трудной) дороге до турбазы, там заночевать, а с утра сходить на водопады. Но время уже 21:30, решаем не ехать и становимся на ночь на берегу Ануя.

Андрей сообщает, что на водопады не поедет, а попробует доехать оставшиеся 200 км до Бийска за один день. Что ж, это его дело, он уезжает в 6 утра.

Я в тяжелых раздумьях: Вася тоже не горит желанием ехать на водопады, у моего байка работает только одна собачка в трещотке и не хочется подвергать его лишним нагрузкам, погода хмурая, видимо будет дождь, грунтовка будет страшно грязной, а повторять подвиги Улаганского района как-то нет желания. Короче, решаю забить на водопады и ехать в Бийск. Хотим проехать сегодня как можно больше, чтобы завтра успеть на вечерний поезд до Новосибирска.

После Чёрного Ануя дорога то вверх, то вниз, грунтовка с камешками. Вася здесь пробивает переднее колесо. Меняем камеру. Постепенно дорога становится более ровной, едем быстро.

14:00 В Солонешном последний раз закупаем продукты. Отсюда уже идет асфальтовая дорога, правда местами все же попадаются грунтовые участки. Пару раз нас поливает дождь. Горы вокруг уже невысокие, однако на участке от Солонешного до Солоновки мы взяли 3 перевала, сравнимых по тяжести с тем же Келейским: между Медведевкой и Первомайским, Лютаево и Березово и после Березово. Вот так-то! А мы думали, что перевалы закончились. Здесь, на вершине последнего перевала, отходит дорога влево, на Петропавловское. А впереди уже равнина, все горы остались позади.

Длинный спуск и мы уже едем по равнине. Казалось бы, все хорошо, но все портит дорога: такое впечатление, что асфальт положили, а заровнять забыли. Здесь моя карта меня подводит: те деревни, которые обозначены как стоящие на дороге, оказались в стороне от нее, а реку Песчаную мы пересекли в совершенно другом месте. Пришлось заезжать в одну из деревень за питьевой водой. Здесь у Васи ломается вторая, последняя стойка багажника и теперь он полностью держится, как говорится, на соплях. Веселье полное!

Поиск места для стоянки здесь тоже дело непростое: степь, деревьев мало, речек с водой, пригодной для питья, нет в принципе. В итоге встаем на речке Белокурихе (я бы ее назвал скорее Чернокурихой :)): трава по пояс, дорога рядом, подход к реке ужасный, вода грязная, куча комаров (21:00). Ну да ладно, где наши не пропадали!

Ночью прошел хороший дождь.

*** - по километровым столбам

Вылазим из палатки: все мокрое, моросит дождь, мерзко. Кое-как развели костерок, согрели то, что осталось с вечера, и вперед, "в последний путь"!

10:00 Дождик нас периодически поливает, дорога - асфальт, местами хороший, но в основном раздолбанный, машин становится все больше. Удовольствие очень сомнительное.

13:00 Въезжаем в Бийск, переезжаем Бию по понтонному мосту, встречаемся с Василием. Финишировали!
У него дома наконец отмываемся от хронической походной грязи.

19:30 Грузимся на поезд до Новосибирска без всяких проблем, завтра утром будем уже дома.

Итак, поход окончен без единого трупа, что не может не радовать. По литературным данным маршрут соответствует 4-й категории сложности. Неплохо для первого раза!

Вывод первый: маршрут по силам даже новичкам, конечно при наличии у последних желания и "воли к победе".

Вывод второй: маршрут вполне проходим на отечественной технике при должном уходе за ней.

В следующем году на Байкал!

Бюджет похода (на 1 человека), в рублях

Поезд Новосибирск - Бийск и обратно 430
Катер по Телецкому озеру 250
Питание 750
Всего 1430 руб.

Поломки велосипедов

- Игорь

Что сломалось Причина Метод устранения
2 спицы в переднем колесе 1 - при перевозке в поезде
2 - резко крутнул рулем на подъеме
замена
тросик заднего переключателя плохое качество изготовления замена
крепление заднего крыла сильное забивание грязью подвязал крыло проволокой к багажнику
механический велосчетчик а черт его знает, жить надоело :) выкинул нафиг :)
пружинка одной из собачек в трещотке истерлась от времени ехал 2-ую часть пути на одной собачке. Запасная пружинка была, но было по облому разбирать трещотку
стал заедать задний суппорт при переключении с большой на малую переднюю звезду скорее всего, забился грязью легкий удар ногой по суппорту при переключении :))

- Вася

Что сломалось Причина Метод устранения
сломались обе стойки багажника и верхнее крепление его к раме хилый багажник и неоптимальное распределение груза примотка веревкой к раме
отвалилась часть педали про эти педали даже слов нет, одни эмоции так и ездит
отвалилось переднее крыло ненадежное самодельное крепление крыло будет прикреплено по-нормальному после похода
сорвана резьба на ниппеле одной из спиц то ли так было, то ли где-то в дороге случилось замена

- Андрей

Что сломалось Причина Метод устранения
выкрутился и потерялся винтик в креплении багажника постоянные тряски, возможно был плохо затянут замена на аналогичный отечественный

- Василий

Что сломалось Причина Метод устранения
порвался тормозной тросик падение замена
писк в каретке раздолбанный сепаратор подшипника, ось каретки причудливой формы (как такое вообще может быть ???) замена оси (благо, у меня была запасная), выкидывание сепаратора из подшипника и превращение его в насыпной
погнулся задний обод неаккуратный спуск по каменистой дороге выправление с помощью топора
сломалась ручка тормоза падение эвакуация с маршрута
погнулся передний обод падение эвакуация с маршрута
прокол переднего колеса падение эвакуация с маршрута